Фрагмент для ознакомления
2
Общение является неотъемлемой частью жизни человека, выполняя важные функции в жизни каждого индивида и общества в целом. Оно представляет собой сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Одной из сторон общения является его интерактивная составляющая, которая отражает особенности взаимодействия людей в процессе коммуникации.
Изучение интерактивной стороны общения, а также стратегий коммуникативного поведения во взаимодействии между людьми является актуальной задачей современной психологии. Понимание механизмов и закономерностей взаимодействия между людьми имеет важное значение для эффективного построения межличностных отношений, предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, а также для оптимизации различных сфер человеческой деятельности, таких как образование, управление, бизнес и др.
Интерактивная сторона общения отражает особенности взаимодействия людей, характер их взаимных действий и влияния друг на друга в процессе коммуникации. Она включает в себя такие аспекты, как психологические эффекты, возникающие в процессе взаимодействия, теории, объясняющие особенности взаимодействия, ориентации людей во взаимодействии, а также стратегии их поведения по отношению к партнерам.
Таким образом, изучение интерактивной стороны общения и стратегий коммуникативного поведения во взаимодействии между людьми является важной научной задачей, решение которой имеет практическое значение для оптимизации межличностных отношений и различных сфер человеческой деятельности.
1. Особенности интерактивной стороны общения
1.1. Общение как взаимодействие. Особенности интерактивной стороны общения
Общение представляет собой сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности [1, с. 15]. Оно включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [2, с. 25]. Интерактивная сторона общения отражает особенности взаимодействия людей, характер их взаимных действий и влияния друг на друга в процессе коммуникации [1, с. 20].
Интерактивная сторона общения предполагает активное взаимодействие партнеров, при котором каждый из них не только передает информацию, но и воспринимает ее, реагирует на нее, оказывая влияние на другого [3, с. 34]. Это взаимное влияние может быть как осознанным, так и неосознанным, вербальным и невербальным [4, с. 45]. Таким образом, интерактивная сторона общения отражает динамический характер коммуникативного процесса, в котором участники выступают не только как источники, но и как реципиенты информации [5, с. 67].
Фрагмент для ознакомления
3
Зимняя, И. А. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение / И. А. Зимняя, И. А. Мазаева, М. Д. Лаптева; под ред. И. А. Зимней. Москва: Аспект Пресс, 2020. 395 с.
Истратова, О. Н. Психология эффективного общения и группового взаимодействия: учеб. пособие / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Ростов-на-Дону [и др.]: Издательство Южного федерального университета, 2018. 190 с.
Караяни, А. Г. Психология общения и переговоров: учеб. пособие для студентов вузов / А. Г. Караяни, В. Л. Цветков. Москва: ЮНИТИ-ДАНА [и др.], 2023. 247 с.
Колесникова, Г. И. Позитивное общение без манипуляции: учеб. пособие / Г. И. Колесникова. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. 198 с.
Социальная психология общения: теория и практика: монография / Л. Г. Почебут, В. Н. Панферов, Л. В. Куликов и др.; под общ. ред. С. Д. Гуриевой [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: ИНФРА-М, 2024. 388 с.