Фрагмент для ознакомления
2
Биография
Натали Саррот (Наталья Ильинична Черняк) – французская писательница, критик, драматург, родоначальница «антиромана» («новый роман»). Натали родилась в 1900 году в Иваново-Вознесенке, в образованной еврейской семье. Ее мать Полина Шатуновская была литератором и публиковалась под псевдонимом «Н. Вихровский». Ей принадлежат такие произведения, как «Время», «Их жизнь». Отец Натали Илья Черняк был инженером-химиком. В 1902 году родители развелись. Мать вышла замуж историка и публициста Николая Борецкого-Бергфельда.
В восьмилетнем возрасте Натали переехала к отцу в Париж. Там она окончила лицей Фенелона. Высшее образование она получила в Сорбонне. В 1925 году окончила Парижский университет по специальности юриспруденция. В этом же году она вышла замуж за адвоката Раймонда Саррота. У них родились три дочери. Дети, как и мама, выбрали творческий путь. Анн Саррот работала киномонтажером, Клод – писательница, журналист и обозреватель газеты Le Monde, Доминик – фотограф.
До 1940 года Натали Саррот работала в коллегии адвокатов. В 1941 году, в результате нацистских законов, Натали Саррот была лишена статуса адвоката, так как открыто заявляла о своем еврейском происхождении. Чтобы защитить своего мужа от последствий этих законов, Натали была вынуждена развестись с ним. Тем не менее, развод не сказался на их отношениях — они оставались рядом друг с другом до конца жизни.
Натали Саррот умерла осенью 1999 года в Париже в возрасте 99 лет.
История нового романа и творчество Натали Саррот
Интерес к литературной деятельности появился у Натали в сороковых годах. В 1932 году она написала свою первую книгу «Тропизмы» - серию коротких эскизов и воспоминаний. Впервые роман был опубликован только в 1939 году.
Признание писательница получила только после публикации её романов «Портрет неизвестного», «Мартеро», «Планетарий» и «Между жизнью и смертью».
Основные аспекты творчества:
• 40-е гг. – попытки завоевать читателя, закончившиеся поражением («Портрет неизвестного»).
• 50-е гг. – победа новой поэтики над традиционной и подчинение ее своим целям («Мартеро», «Планетарий»).
• 60-е гг. – превращение «нового романа» в предмет литературной моды («Золотые плоды»), кризис жанра, поиски выхода через самопознание («Между жизнью и смертью»).
• 70-е гг. – «новый роман» становится достоянием истории («Детство»), уроком литературной теории, социологическим трактатом («Дар слова», «Ты себя не любишь»).
Произведения:
• «Тропизмы» (1939, рус. перевод 2000)
• «Портрет неизвестного» (1948)
• «Эра подозрения» (1956, рус. перевод 2000) — сборник критических эссе
• «Мартеро» (1953)
• «Планетарий» (1959)
• «Золотые плоды» («1963)
• «Между жизнью и смертью» (1968)
• «Вы слышите их?» (1972, рус. перевод 1983)
• «Говорят глупцы» (1976)
• «Театр» (1978) — сборник сценариев
• «Дар речи» (1980) — сборник эссе
• «Детство» («1983, рус. перевод 1986)
• «Ты себя не любишь» (1989)
• «Здесь» (1995, рус. перевод 1999)
• «Откройте» (1997, рус. перевод 1999)
Книги Натали Саррот далеки от стандартов массовой развлекательной литературы. Эти произведения не нацелены на коммерческий успех и не обещают легкости восприятия. Слова и фразы, а порой даже их фрагменты, накладываются друг на друга, создавая диалоги и внутренние монологи, насыщенные уникальным динамизмом и психологическим напряжением. В результате формируется сложный текстовый узор, для понимания которого требуются определенные усилия. Искусство Саррот подчиняется своим внутренним законам, и затраченные на его осмысление усилия всегда щедро вознаграждаются. За внешней сложностью ее текстов открываются удивительные, манящие своей неизведанностью миры, которые составляют обширное и бесконечное пространство человеческой души.
«Новый роман», возникший как альтернатива «ангажированной» литературе, отражает состояние сознания человека XX века, который пережил сложные и непредсказуемые социально-исторические изменения, а также трагические события. Эти изменения привели к разрушению устоявшихся взглядов и представлений, вызванных новыми знаниями в различных областях духовной жизни, такими как теория относительности Эйнштейна, учение Фрейда и художественные открытия Пруста, Джойса и Кафки. Все это заставило радикально пересмотреть существующие ценности.
Термин «новый роман», предложенный литературной критикой 1950-х годов, объединил писателей, которые нередко отличались друг от друга как стилем письма, так и тематикой своих произведений. Тем не менее, у этого объединения были свои основания: в творчестве Натали Саррот, Алена Роб-Грийе, Мишеля Бютора, Клода Симона и других авторов, относимых к этому направлению, отчетливо прослеживалось стремление отказаться от традиционных художественных форм, которые, по мнению «новороманистов», стали устаревшими. Не умаляя значения классического наследия, особенно бальзаковского, эти авторы достаточно категорично утверждали невозможность следовать указанной традиции в XX веке, отвергая привычные жанровые атрибуты романа, такие как «всезнающий» повествователь и персонаж-характер, а также другие методы создания художественной условности, которые облекают реальную жизнь в формы устоявшихся рационалистических стереотипов.