Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В теории указывается, что динамика формирования нынешнего российского общества наряду с
расширяющейся областью правовой регуляции общественных отношений объективно требует
совершенствования самого качества регламентирования, создания оптимального порядка,
который позволяет максимально результативно и в строгом соответствии с законом разрешить ту
либо другую жизненную ситуацию (правовое дело), обеспечить законность и правопорядок в
целом. Исключительно подобным специально сформированным механизмом, который
отличается стабильностью и параллельно динамичностью, а также возможностью вовремя
отвечать на отклонения в социальной ситуации и предотвращать различные сбои в юридическом
регулировании, выдвигается правовой режим.
1. Понятие национального режима
В самом общем виде правовой режим определяется как комплексная система таких
составляющих его элементов, как правовые средства и способы правового регулирования,
правовые принципы и правовые гарантии, определяющих специфический порядок правового
регулирования .
Встречаются и другие понятия правового режима. Например, правовой режим - это порядок
регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое
сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных
обязываний и создающих особую направленность регулирования .
3
Правовой режим - одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он
соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется
возникающими целями .
Расхождения во взглядах ученых, изучающих феномен правового режима как в определении
понятия, так и в структуре правовых режимов и их функциях, показывают дискуссионность и
неоднозначность восприятия данного правового явления ввиду его сложности и
многоаспектности .
Применительно к иностранным инвестициям также отсутствует единообразное понятие правового
режима. В самом общем виде правовой режим деятельности иностранных инвесторов
определяется как совокупность условий инвестиционной деятельности, комплекс льгот и гарантий
прав и законных интересов иностранных инвесторов.
Однако в научной литературе общепризнанной является классификация правовых режимов в
области иностранных инвестиций на абсолютные и относительные. Под абсолютным режимом
понимается полная и абсолютная защита, гарантированность иностранных инвестиций. В отличие
от абсолютного относительные режимы предоставляют иностранным инвесторам больший или
меньший объем прав по сравнению с инвесторами из своей страны или какой-либо другой
определенной в договоре страны или стран, т.е. относительно других инвесторов. Наиболее часто,
как отмечают отдельные авторы, государства придерживаются следующих режимов иностранных
инвестиций:
- национальный режим;
- режим наибольшего благоприятствования;
- преференциальный режим;
- специальный режим;
- специальный и дифференцированный режим.
Вопрос режима инвестиционной деятельности закреплен в подавляющем большинстве
международных соглашений в рассматриваемой сфере, а также абсолютно во всех двусторонних
договорах, включая двусторонние договоры Российской Федерации.
Под принципом национального режима понимается приравнивание определенного объема
процессуальной правоспособности и дееспособности как иностранных физических, так и
юридических лиц к определенному объему процессуальной правоспособности и дееспособности
местных физических и юридических лиц. Следовательно, правовое содержание национального
режима заключается в уравнивании юридического статуса как отечественных, так и иностранных
лиц.
2. Режим наибольшего благоприятствования
Существенным проявлением запрещения дискриминации выступает режим наибольшего
благоприятствования. Данный режим означает, что одно государство может предоставить
4
другому государству такие же преференции в связи с использованием своего права либо
административных мер, что и третьему государству при одинаковых обстоятельствах.
Следовательно, критерием выступает наиболее благоприятный режим, который предоставляется
какому-либо государству. Английский термин most-favoured-nation clause наглядно показывает
данное содержание. Режим наибольшего благоприятствования устанавливает право на защиту в
том случае, когда к инвесторам из одной страны используется менее благоприятный режим, чем к
инвесторам из страны с наиболее благоприятным режимом. Обязанность использования
наибольшего благоприятствования, следовательно, лишь определяет стандарты для
использования одинакового режима.
Требование аналогичного обращения можно вывести из подобного лишь косвенно. Такое
обстоятельство означает, что государство, которое ссылается на режим наибольшего
благоприятствования, не имеет права прямо требовать использования (обширных) привилегий,
которые предоставлены третьим лицам; дополнительное первичное обязательство государства,
которое применяет режим, при этом не возникает.
Условие о режиме наибольшего благоприятствования, как правило, содержится в частности и в
торговых соглашениях, но используется и в иных сферах деятельности, к примеру в
дипломатическом и консульском праве либо в праве о статусе иностранцев. В основном, на
сегодняшний день наибольшее благоприятствование может быть предоставлено на базе
взаимности и обязательности использования. Тем не менее, обычно из данного правила могут
быть исключены преференции, которые связаны с созданием таможенных союзов и зон
свободной торговли, а также с облегчением пограничного режима; помимо этого, исключения
распространяют свое действие и на системы преференций, базирующиеся на тесных
национальных, культурных либо экономических связях.
Заключение
Рассмотрев такую тему контрольной работы как «Национальный режим и режим наибольшего
благоприятствования», мы пришли к ряду выводов.
При использовании национального режима иностранные инвесторы должны приравниваться в
правах к инвесторам своего государства, т.е. одно государство обязано предоставлять на своей
территории другой стране аналогичные права, льготы, а также привилегии, какие
предоставляются ее собственным физическим и юридическим лицам и торговым судам.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //
Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и
уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) // Собрание законодательства РФ. -
24.04.1995. - № 17. - Ст. 1472.
5
3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) // Собрание законодательства
РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. V). С. 2442 - 2511.
4. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС/GATS) // Собрание законодательства
РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2785 - 2817.
5. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой
помощи по гражданским и уголовным делам (подписан в г. Пекине 19.06.1992) // Собрание
законодательства РФ. - 18.02.2013. - № 7. - Ст. 612.
6. Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и
правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Москве
26.01.1993) // Собрание законодательства РФ. - 12.01.1998. - № 2. - Ст. 229..
7. Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации // Собрание
законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2514 - 2523.
8. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности // Собрание
законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. V). С. 2336 - 2369.
Научная и учебная литература
9. Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: Автореф. дис. ... д.ю.н.
Курск, 2013.
10. Братановский С.Н. Понятие и виды правовых режимов в российском законодательстве и
правовой науке // Специальные правовые режимы информации. М.: Директ-Медиа, 2014. С. 26 -
44.
11. Винницкий Д.В. Международное налоговое право: проблемы теории и практики. М.:
Статут, 2017. 463 с.
12. Винницкий Д.В., Савицкий А.И. Проблемы модернизации системы налоговых соглашений
Российской Федерации и основные проблемы трансграничного налогообложения в ЕвропейскоАзиатском пространстве // Право и модернизация: приоритеты и стратегия, доклады
исполнительного комитета Европейско-Азиатского правового конгресса к пятой сессии конгресса.
Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2011. С. 5 - 14.
13. Международное право = Volkerrecht / Вольфганг Граф Витцтум, М. Боте, Р. Дольцер и др.;
пер. с нем. Н. Спица; сост. В. Бергманн; 2-е изд. М.: Инфотропик Медиа, 2015. Серия "Германская
юридическая литература: современный подход". Кн. 2. 1072 с.
14. Николюкин С.В. Международный гражданский процесс и международный коммерческий
арбитраж: учебник. Москва: Юстиция, 2017. 256 с.
15. Романовская В.Б., Пужаев В.В. Правовой режим как общетеоретическая категория:
проблемные аспекты понимания // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.
Некрасова. 2014. Т. 20. № 4. С. 178 - 181.
16. Ситников А.П. Вопросы соотношения категорий «правовой режим», «правовое состояние»,
«правовой порядок» // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. N 31. С. 9 - 11.
6
17. Способы разрешения споров в разносистемных правопорядках / Ю.А. Артемьева, Е.А.
Борисова, Е.П. Ермакова и др. М.: Инфотропик Медиа, 2017. 424 с.