Фрагмент для ознакомления
2
Задания по теме 1.1 Детская одаренность как педагогический феномен
Цель занятия: закрепление знаний об одаренности как педагогическом феномене, формирование умения анализировать современные подходы к понятию одаренности для решения практических задач в работе с одаренными детьми.
Задание 1. Закончите следующие предложения:
Одаренность – это врожденная предрасположенность к выдающимся достижениям в определенной сфере деятельности, проявляющаяся в высоком уровне умственных, творческих или иных способностей.
Одаренный ребенок – это ребёнок, обладающий исключительными способностями в какой-либо области, превышающими средние возрастные нормы, что проявляется в нестандартном мышлении, оригинальности и стремлении к познанию.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка - интеллектуальную сферу (высокий уровень познавательных процессов) и личностную сферу (эмоциональная зрелость, высокая мотивация и настойчивость).
Среди критериев видов одаренности выделяют: общую (интеллектуальную) одаренность, специальную (предметную) одаренность, творческую одаренность и социальную одаренность.
Талант – это высокий уровень развития способностей, позволяющий достигать выдающихся результатов в конкретной области, часто в сочетании с усердной работой и опытом.
Общая одаренность- характеризуется высоким уровнем интеллектуального развития, способностью быстро и глубоко понимать абстрактные концепции, а также применять их в разных областях.
Специальная одаренность- проявляется в уникальных способностях в отдельных сферах деятельности, таких как музыка, математика, изобразительное искусство и т.д.
Способности – это потенциальные возможности человека, определяющие его склонность к выполнению определённых видов деятельности и достижение высоких результатов в них.
Вундеркинд - это ребенок, демонстрирующий чрезвычайно высокие способности в раннем возрасте, опережающий сверстников в одном или нескольких направлениях.
Потенциальная одаренность – это скрытые способности, которые ещё не проявились в полной мере, но имеют высокую вероятность развития при наличии соответствующих условий и стимулов.
Задание 2. Прочитайте притчу и выполните комментарий к одной притче (по выбору): основная мысль, содержащаяся в притче, связанная с темой занятия.
Притча о талантах
Некий богатый человек уезжал в далекую страну. Оставляя дом на попечение слуг, он снабдил их деньгами.
Одному дал пять, другому два, третьему один талант (в то время талантом называлась большая мера серебра). А потом отправился в путь.
Прошло много времени.
Хозяин внезапно возвратился и позвал своих слуг, чтобы узнать, как они распорядились талантами.
Оказалось, что первый удачно употребил деньги и выручил на них еще пять талантов. Второй – тоже удвоил полученное. Хозяин был очень доволен и обещал наградить трудолюбивых слуг.
А третий принес лишь то, что ему было дано.
Он просто зарыл серебро до приезда господина.
Господин рассердился и назвал его лукавым и ленивым рабом. За то, что он не захотел позаботиться об умножении полученных денег, хозяин больше не будет доверять ему ничего.
Вот почему способности человека с тех пор обычно называют талантами. Каждый человек получил от Бога: умелые руки или ясный ум, дар создавать или просто доброе сердце. И это не должно лежать мертвым грузом. Нельзя зарывать «талант в землю». Надо применять его в своей жизни.
Основная мысль притчи о талантах, связанная с темой детской одарённости как педагогического феномена, заключается в следующем: каждый человек наделён определёнными способностями («талантами»), которые необходимо развивать и использовать для достижения успеха в жизни. Подобно тому, как слуги получили разные суммы денег, дети рождаются с различными задатками и способностями, и важно правильно направить их развитие, предоставляя возможность раскрыться и реализовать свой потенциал.
Педагогика должна помогать детям распознать и развить свои таланты, обеспечивая соответствующие условия для их проявления. Подобно хозяину, который доверил слугам деньги и ждал от них пользы, школа и семья несут ответственность за выявление и поддержку детской одарённости. Ленивые или равнодушные к своему дару рискуют потерять доверие и упустить шанс стать успешными в будущем.
Таким образом, притча подчёркивает необходимость своевременного и целенаправленного педагогического вмешательства для обеспечения полноценного развития детских талантов.
Задание 3. Кратко опишите наиболее существенные поведенческие проблемы одаренных детей, связанные с чертами их одаренности, в таблице:
Черты одаренности Поведенческие проблемы
Огромный запас фактов и знаний Может проявлять нетерпимость к ошибкам других людей
Высокие темповые характеристики (быстрый мыслитель) Трудности в совместной работе с менее быстрыми учениками
Множество интересов Проблемы с концентрацией на одном задании или предмете
Глубина проникновения в проблемы Склонность к перфекционизму и чрезмерной самокритике
Чувство превосходства над обычными детьми Сложности в установлении дружеских отношений с ровесниками
Задания по теме 1.2. Выявление и мониторинг развития одаренных детей
Цель: формирование умения организовывать деятельность педагога дополнительного образования при выявлении и развитии одаренных детей.
Задание 4. Изучите пример составления индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка. При необходимости добавьте свои пункты. Дополните примерную схему самоанализа ученика, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту.
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка