Фрагмент для ознакомления
2
Задания по теме 2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
Цель занятия: закрепление знаний о психолого-педагогических характеристиках детей с ОВЗ; формирование умения разрабатывать модель взаимодействия с детьми с ОВЗ.
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в данный текст (необходимо выбрать в скобках из трех терминов один правильный, по Вашему мнению):
К детям с ОВЗ относятся дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также дети с множественными нарушениями. Среди эмоциональных состояний, испытываемых ребенком с ограниченными возможностями здоровья, выделяют, прежде всего, дефицит общения, переживание ощущения собственной социальной заброшенности, незащищенности, общественного пренебрежения и др. К детям с ОВЗ не относят детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Существуют причины появления детей с ОВЗ: эндогенные (или (внутренние) и экзогенные (или (внешние) причины.
У детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Заметное преобладание наглядной над словесной памятью. Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны и т.д.
Задание 2. Составьте анкету из 4-5 вопросов для педагога дополнительного образования с целью выявления специфики, проблем, особенностей и направлений работы с детьми с ОВЗ (семьей ребенка с ОВЗ). При разработке анкеты необходимо сформулировать цель анкеты и представить примерные вопросы.
Цель анкеты: Изучение специфики, проблем, особенностей и направлений работы педагогов дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также взаимодействие с семьями таких детей. Анкетирование позволит выявить ключевые аспекты образовательного процесса, трудности, с которыми сталкиваются педагоги, и определить пути улучшения качества образовательных услуг для данной категории учащихся.
Примерные вопросы:
1. Какие методы и подходы вы используете в работе с детьми с ОВЗ?
Подчеркните особенности применяемых методик в зависимости от типа ограничений здоровья.
2. С какими основными трудностями вы сталкиваетесь при взаимодействии с детьми с ОВЗ и их семьями?
Укажите конкретные проблемы, такие как недостаток ресурсов, отсутствие поддержки со стороны родителей, ограниченные возможности самих детей и т.п.
3. Как часто и каким образом вы взаимодействуете с родителями детей с ОВЗ?
Опишите формы взаимодействия: консультации, совместные мероприятия, онлайн-встречи и др.
4. Какие дополнительные ресурсы и поддержку вам необходимы для эффективной работы с детьми с ОВЗ?
Перечислите необходимые материалы, оборудование, обучение или другие виды помощи.
5. Есть ли у вас предложения по улучшению условий работы с детьми с ОВЗ и их семьями?
Сформулируйте рекомендации относительно организации учебного процесса, подготовки специалистов, сотрудничества с внешними организациями и пр.
Эти вопросы помогут собрать данные для анализа текущей ситуации и разработки стратегий повышения эффективности образовательной деятельности в отношении детей с особыми потребностями.