Фрагмент для ознакомления
2
1)Актуальность программы
Современный рынок труда динамично меняется, предъявляя к выпускникам школ и вузов все более высокие требования. Неопределенность профессионального будущего, широкий выбор специальностей и образовательных траекторий зачастую приводят к затруднениям в самоопределении, тревожности и ошибочному выбору профессии. Неосознанный выбор профессии может повлечь за собой неудовлетворенность работой, снижение мотивации к обучению и в конечном итоге, психологический дискомфорт. Данная программа направлена на оказание психологической поддержки учащимся в процессе профессионального самоопределения, развитие осознанности в выборе будущей профессиональной деятельности и формирование позитивного отношения к труду.
2)Статистика, разработанность, проблемное поле
Согласно данным мониторинга трудоустройства выпускников, проведенного Министерством образования и науки РФ в 2023 году, около 30% выпускников вузов и 45% выпускников учреждений СПО работают не по специальности в течение первого года после окончания обучения. В нашем регионе, согласно данным опроса, проведенного Центром занятости населения города N, около 60% старшеклассников испытывают затруднения в выборе будущей профессии, а только 25% опрошенных имеют четкое представление о своих профессиональных интересах и способностях. Результаты социологического исследования, проведенного среди студентов первого курса местных вузов, показали, что более 40% студентов признают, что при выборе специальности руководствовались советами родителей или друзей, а не собственными интересами и склонностями. Данные исследования, проведенного региональным Институтом развития образования, выявили, что только в 15% школ региона реализуются комплексные программы по профессиональной ориентации учащихся, отвечающие современным требованиям рынка труда."
В области профессиональной ориентации существует множество программ и методик. Однако, не все из них учитывают современные тенденции рынка труда и индивидуальные особенности учащихся. Данная программа опирается на теорию профессиональных типов личности Дж. Холланда, теорию развития карьеры Д. Супер, концепцию акмеологии и отечественные разработки в области профориентации Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой. При ее разработке были учтены методические рекомендации по организации профориентационной работы в образовательных организациях Министерства просвещения РФ (2020 г.), а также программы "Твоя профессиональная карьера" (автор Н.С. Пряжников) и "Психология профессионального самоопределения" (автор Т.В. Кудрявцев). Проанализированы и адаптированы к особенностям учащихся 9-х классов МБОУ "СОШ № XX" города Y отдельные элементы программы "Профильное обучение" (авторы А.Г. Каспржак, Л.Ф. Иванова). Отличительной особенностью данной программы является интеграция традиционных профориентационных подходов с современными методами развития "soft skills" и навыков цифровой грамотности, необходимых для успешной адаптации к динамично меняющимся условиям рынка труда.