Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Охарактеризуйте цели и специфику подготовки и проведения концертов для детей подросткового возраста, проводимых как в образовательной организации, так и вне нее.
Проанализируйте конспект проведения концерта (по выбору студента). Какие критерии для анализа Вы использовали? Установите соответствие/несоответствие заявленных мероприятий возрасту участников, выявите положительные и отрицательные стороны.
Приведите примеры реализации в деятельности учреждения дополнительного образования различных концертов в течение года (не менее 5-ти). Письменно ответьте на вопросы:
Чему они посвящены?
Какие цели ставят?
Ответ: Подготовка и проведение концертов для подростков: цели и специфика
Концерты для подростков, проводимые как в образовательных учреждениях, так и вне их, имеют свои особенности, обусловленные возрастными характеристиками аудитории.
Цели концертов для подростков:
1.Развитие музыкального вкуса и расширение кругозора.Познакомить подростков с разными жанрами музыки, исполнителями, произведениями, способствовать формированию собственных музыкальных предпочтений.
2.Эстетическое воспитание. Научить видеть и ценить красоту в музыке, понимать ее выразительные средства, формировать художественный вкус.
3.Социализация и развитие коммуникативных навыков. Создание позитивной атмосферы, способствующей общению и взаимодействию подростков, развитию умения слушать и слышать друг друга.
4.Эмоциональное развитие. Вызвать у подростков широкий спектр эмоций и переживаний, способствовать развитию эмпатии, сочувствия, умения выражать свои чувства.
5.Поддержка и развитие творческих способностей. Предоставление возможности для самовыражения, участия в концерте в качестве исполнителей, ведущих, организаторов.
6.Воспитание чувства патриотизма и гражданственности. Если концерт посвящен определенной дате, событию, герою.
7.Профилактика негативных явлений. Формирование позитивных жизненных ценностей, пропаганда здорового образа жизни.
Специфика концертов для подростков:
-Учет возрастных особенностей: Подростковый возраст – период активного формирования личности, становления самосознания, поиска своего места в мире. Необходимо учитывать интересы, потребности, ценности подростков.
-Соответствие репертуара. Выбор музыкальных произведений должен быть актуальным, интересным для подростков, соответствовать их музыкальному опыту и вкусу. Важно разнообразие жанров и стилей.
-Динамичность и интерактивность. Концерт должен быть динамичным, с использованием современных технических средств, мультимедиа, интерактивных элементов, вовлечением зрителей в процесс.
-Неформальная обстановка. Создание дружелюбной, непринужденной атмосферы, располагающей к общению и взаимодействию.
-Использование языка, понятного подросткам. Ведущий должен общаться с аудиторией на понятном языке, избегая излишней назидательности и пафоса.
-Учет психологических особенностей. Важно учитывать особенности подростковой психологии, такие как стремление к независимости, критичность, эмоциональная нестабильность.
-Привлечение подростков к организации и проведению концерта.Это повышает их интерес к мероприятию и способствует развитию организаторских способностей.
-Сочетание развлекательного и познавательного элементов. Концерт должен быть не только развлекательным, но и познавательным, расширяющим кругозор подростков.
-Краткость. Длительность концерта должна быть оптимальной, чтобы не утомить аудиторию.
-Актуальность тематики. Выбор тем и содержания концерта должен быть релевантным для подростков, касаться важных для них вопросов.
Анализ конспекта концерта (пример)
Предположим, выбран конспект концерта "Музыкальные путешествия во времени", посвященного истории музыки от барокко до современности.
Критерии для анализа:
-Соответствие цели и задач концерта возрастным особенностям подростков: Насколько концерт способствует развитию музыкального вкуса, эстетическому воспитанию, социализации подростков.
-Соответствие репертуара возрасту: Насколько выбранные музыкальные произведения интересны и понятны подросткам, учитывают их музыкальный опыт и предпочтения.
-Динамичность и интерактивность: Наличие элементов, вовлекающих зрителей в процесс, использование современных технических средств.
-Язык и стиль ведения концерта: Насколько ведущий общается с аудиторией на понятном языке, избегая излишней назидательности.
-Соответствие содержания концерта заявленной теме: Насколько полно и интересно раскрыта тема истории музыки.
-Организация концерта: Логичность построения программы, качество исполнения, оформление сцены.
Анализ:
Допустим, конспект концерта предусматривает:
• Исполнение классических произведений Баха, Моцарта, Бетховена.
• Исполнение популярных рок-н-ролльных композиций 50-х годов.
• Исполнение современных поп-хитов.
• Использование мультимедийных презентаций с информацией о композиторах и эпохах.
• Интерактивные викторины и конкурсы для зрителей.
Соответствие/несоответствие возрасту участников:
Положительные стороны:
•Разнообразие жанров и стилей, охватывающее широкий временной период.
•Использование мультимедийных презентаций для визуализации информации.
•Наличие интерактивных элементов, вовлекающих зрителей в процесс.
•Включение как классической музыки, так и современных хитов, что позволяет заинтересовать разные группы подростков.
Отрицательные стороны:
•Классические произведения могут показаться некоторым подросткам скучными и непонятными, если их не адаптировать и не представить в интересной форме.
•Слишком большой охват исторического периода может привести к поверхностности и неглубокому погружению в каждую эпоху.
•Выбор современных поп-хитов может быть слишком общим и не учитывать индивидуальные предпочтения аудитории.
Выводы:
Концерт "Музыкальные путешествия во времени" имеет потенциал быть интересным и познавательным для подростков, но требует тщательной подготовки и адаптации репертуара и содержания к возрастной аудитории. Необходимо сделать акцент на динамичности, интерактивности, использовании современных технологий и привлечении подростков к участию в концерте. Важно также избегать излишней назидательности и поверхностности, а также учитывать индивидуальные музыкальные предпочтения подростков.
Примеры реализации концертов в учреждении дополнительного образования
1. Концерт "Осенний калейдоскоп".
• Посвящен: Осени, красоте природы.
• Цели: Развитие эстетического вкуса, творческих способностей, воспитание любви к природе.
2. Концерт "Новогодние чудеса".
• Посвящен: Новому году, Рождеству.
• Цели: Создание праздничной атмосферы, развитие творческих способностей, сплочение коллектива.
3. Концерт "Песни Победы".
• Посвящен: Дню Победы.
• Цели: Воспитание чувства патриотизма, уважения к истории, памяти о героях войны.
4. Концерт "Музыка весны".
• Посвящен: Весне, Международному женскому дню.
• Цели: Развитие эстетического вкуса, творческих способностей, воспитание уважения к женщинам.
5. Концерт "Прощай, школа!".
• Посвящен: Окончанию учебного года, переходу в следующий класс.
• Цели: Подведение итогов учебного года, стимулирование к дальнейшим успехам, создание праздничной атмосферы.
Задания по теме 2.3 Методика подготовки и проведения конкурсных мероприятий
Цель: закрепление знаний о сущности и особенностях методики подготовки и проведения конкурсных мероприятий; формирование умения осуществлять анализ подготовки и проведения конкурсных мероприятий; строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Задание 2
Составьте перечень конкурсов для детей младшего школьного возраста (не менее 5-ти). Кратко охарактеризуйте содержание и особенности проведения каждого из них.
Ответ:Перечень конкурсов для детей младшего школьного возраста (7-10 лет):
1. Конкурс рисунков "Мой любимый сказочный герой"
Содержание: Детям предлагается нарисовать своего любимого сказочного персонажа (из мультфильма, книги, фильма). Рисунок может быть выполнен в любой технике (карандаши, краски, фломастеры, аппликация и т.д.).
• Особенности проведения:
*Организовать выставку рисунков.
*Предусмотреть возрастные категории (например, 7-8 лет и 9-10 лет).
*Определить критерии оценки (оригинальность, аккуратность, соответствие теме, творческий подход).
*Привлечь к оценке жюри из числа учителей, родителей, художников (если возможно).
*Награждение победителей в торжественной обстановке (грамоты, призы).
2. Конкурс чтецов "Здравствуй, зимушка-зима!"
Содержание: Дети читают наизусть стихотворения, посвященные зиме, Новому году, Рождеству.
• Особенности проведения:
*Заранее объявить тему и требования к выступлению (длительность, выбор произведения).
*Организовать репетиции.
*Определить критерии оценки (выразительность, артистизм, знание текста, дикция).