Фрагмент для ознакомления
2
Транспортная система представляет собой кровеносную систему любой экономики, обеспечивая территориальную связность и доступность, эффективные грузовые и пассажирские перевозки. Актуальность изучения транспортных узлов как фундаментальных элементов Единой транспортной системы (ЕТС) обусловлена рядом факторов глобального и национального характера.
Во-первых, в условиях глобализации и международной интеграции значительно возрастает роль транспортных узлов как центров концентрации и распределения пассажиро- и грузопотоков. Транспортные узлы становятся ключевыми точками экономического роста, определяя конкурентоспособность национальных экономик [2].
Во-вторых, для России с её обширной территорией и неравномерным размещением производительных сил вопрос эффективной организации транспортных узлов приобретает особую значимость. Как отмечают исследователи, «недостаточное развитие транспортной инфраструктуры становится одним из основных факторов, сдерживающих экономический рост регионов России» [3].
В-третьих, современные тенденции, связанные с цифровизацией и внедрением интеллектуальных транспортных систем, трансформируют саму концепцию транспортного узла, превращая его из простого места пересечения транспортных путей в сложный технологический комплекс [6].
В-четвертых, в контексте поиска новых логистических решений и оптимизации цепей поставок транспортные узлы становятся ключевыми элементами, обеспечивающими непрерывность и эффективность товародвижения. По данным исследований, оптимизация работы транспортных узлов может снизить совокупные логистические издержки на 15-20% [1].
Наконец, в условиях геополитической трансформации глобальных транспортных коридоров и цепей поставок формирование эффективных транспортных узлов стало вопросом не только экономической эффективности, но и национальной безопасности России.
Цель работы – анализ понятия транспортного узла как фундаментального элемента Единой транспортной системы, выявление его ключевых характеристик, функциональной роли и перспектив развития в современных условиях.
Транспортный узел представляет собой пространственно-функциональную структуру, в которой пересекаются и взаимодействуют различные виды транспорта, обеспечивая перевозку грузов и пассажиров. В научной литературе существуют различные подходы к определению данного понятия.
Согласно классическому определению, транспортный узел — это комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров [5]. Данное определение было сформулировано еще в советский период развития транспортной науки и остается фундаментальным для понимания сущности транспортных узлов.
В современной интерпретации транспортный узел рассматривается как сложная многофункциональная система, представляющая собой совокупность транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры и сервиса, обеспечивающих взаимодействие различных видов транспорта в процессе перемещения грузов и пассажиров [1].
Ключевыми характеристиками транспортного узла являются:
- пространственная концентрация транспортной инфраструктуры;
- наличие интермодальных связей между различными видами транспорта;
- реализация технологических операций по передаче грузов и пассажиров;
- наличие обслуживающей инфраструктуры (складские комплексы, сервисные предприятия и др.);
- система управления транспортными потоками [4].
С позиции системного подхода транспортный узел рассматривается как открытая система, взаимодействующая с другими элементами транспортной сети и внешней средой. Важно отметить, что транспортный узел является не просто географической точкой или местом пересечения транспортных магистралей, а сложной технологической и организационной структурой.
В контексте логистического подхода транспортный узел представляет собой ключевой элемент цепи поставок, выполняющий функции концентрации, распределения и трансформации грузопотоков. Современный транспортный узел выполняет роль логистического интерфейса, обеспечивающего эффективное взаимодействие различных участников цепи поставок [1].
Эволюция теоретических представлений о транспортных узлах тесно связана с развитием концепции Единой транспортной системы. Исторически концепция ЕТС в СССР разрабатывалась именно с акцентом на формирование эффективных транспортных узлов, обеспечивающих взаимодействие различных видов транспорта [5].
Единая транспортная система (ЕТС) представляет собой совокупность всех видов транспорта, объединенных экономическими, технологическими, техническими, нормативно-правовыми и организационными взаимосвязями. Формирование и развитие концепции ЕТС имеет длительную историю, начиная с советского периода, когда были заложены основные принципы и подходы к организации транспортного комплекса страны [5].
В структуре ЕТС транспортные узлы выполняют ключевую интегрирующую функцию, обеспечивая взаимодействие различных видов транспорта и реализуя принцип непрерывности перевозочного процесса. Транспортные узлы выступают своеобразными «суставами» единой транспортной системы, обеспечивающими её гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям [4].
Исследователи выделяют несколько ключевых функций транспортных узлов в структуре ЕТС:
1. Коммуникационная функция – обеспечение взаимосвязи различных элементов транспортной сети и формирование единого транспортного пространства.
2. Распределительная функция – организация рациональных схем движения транспортных потоков, распределение пассажиров и грузов по направлениям.
3. Интеграционная функция – обеспечение взаимодействия различных видов транспорта и создание условий для мультимодальных перевозок.
4. Логистическая функция – реализация комплекса услуг по обработке, хранению и распределению грузов в рамках логистических цепей.
5. Сервисная функция – предоставление широкого спектра услуг для пассажиров и грузовладельцев [1].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Дыбская П.В., Сергеев В.И. Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок. – М.: Эксмо, 2023. – 944 с.
2.Жундриков А., Якунина Е., Галактионова А. и др. Инфраструктура России: индекс развития 2020 / InfraOne Research, Исследовательское подразделение Группы компаний InfraOne. – URL: https://io.infraprojects.ru/sites/default/files/analitika/2020/index_razvitiia_infrastruktury_rossii_2020_infraone_research.pdf (дата обращения 13.03.2025 г.).
3.Кирова, И. В. Транспортная инфраструктура регионов России: текущее состояние и перспективы / И. В. Кирова, С. В. Назарова, С. В. Зубова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 3-1(85). – С. 133-139.
4.Нестерова, Н. С. Мультимодальная транспортная сеть как элемент единой транспортной системы страны и её регионов / Н. С. Нестерова, С. М. Гончарук // Вестник транспорта Поволжья. – 2021. – № 1(55). – С. 66-73.
5.Персианов, В. А. Концепция Единой транспортной системы в разработках советского периода / В. А. Персианов, Т. Н. Сакульева // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2016. – № 7. – С. 8-11.
6.Трофименко Ю.В. Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем крупных городов. – М.: Логос, 2020. – 320 с.
7.Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях. – М.: КноРус, 2024. – 416 с.