Фрагмент для ознакомления
2
Сформулируйте понятия «кризис» и «кризисное состояние». Определите и охарактеризуйте типы кризисов. Проведите сопоставительный анализ типов кризисов. Используйте табл. 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика типов кризиса
Тип/подтип кризиса Общая характеристика Отличительные черты от других типов кризиса Пример
Рекомендации по выполнению задания
1. Проанализируйте представленные задания, опираясь на текст к учебнику и изучив рекомендуемую литературу.
2. Произведя необходимые аналитические действия, заполните табл. 1. В четвертой колонке необходимо описать собственный пример типа и подтипа кризиса.
Ответ:
Кризис - переломный момент в жизни человека, характеризующийся нарушением привычного хода событий, потерей стабильности, столкновением с неразрешимыми проблемами и, как следствие, сильным эмоциональным напряжением и необходимостью принятия важных решений, которые могут существенно изменить дальнейшую жизнь. Кризис может быть вызван как внешними событиями (например, потеря работы, смерть
близкого человека), так и внутренними (например, осознание своей нереализованности, переоценка ценностей).
Кризисное состояние - состояние дезорганизации, дезадаптации, вызванное воздействием кризисной ситуации. Проявляется в эмоциональной нестабильности, когнитивных искажениях (например, навязчивые мысли, чувство безысходности), поведенческих изменениях (например, избегание контактов, импульсивность) и физиологических симптомах (например, бессонница, потеря аппетита). Кризисное состояние требует мобилизации ресурсов для преодоления кризиса и возвращения к равновесию.
Бланк выполнения задания 1
Таблица 1
Сравнительная характеристика типов кризиса
Тип/подтип кризиса Общая характеристика Отличительные черты от других типов кризиса Пример
1.Кризисы
развития(возрастные
кризисы) Нормативные предсказуемые кризисы,связанные с переходом на новую стадию жизненного цикла и необходимостью адаптации к новым требованиям и ожиданиям. Связаны с возрастными этапами,переживаются большинством людей,часто имеют заранее определенные задачи и цели. Кризис 3 лет: ребенок осознает свою отдельность от матери,начинает проявлять самостоятельность («Я сам!»), негативизм,упрямство.
1.1.Кризис 3 лет
(подтип кризиса
развития) Первый серъезный кризис в развитии личности, связанный с отделением от родителей и осознанием своего «Я».Проявляется в негативизме ,упрямстве,строптивости. Связан с началом осознания собственной воли и желаний, отличается от других кризисов развития тем, что происходит в реннем детстве и связан с формированием автономии. Ребенок отказывается есть ложкой,которую предлагает мама,кричит и выплевывает еду,требуя, чтобы его кормили другой ложкой ,хотя раньше спокойно ел этой ложкой.
1.2.Кризис
подросткового возраста
(подтип кризиса
развития) Кризис,связанный с половым созреванием,физическими изменениями,поиском идентичности,стремлСвязан с гормональными изменениями,формированием идентичности и социальной адаптацией, Подросток начинает бунтовать противродительских правил,грубит, уходит из дома,экспериментирует с внешностью и
ением к независимости и протестом против авторитетов. отличается от других кризисов развития большей эмоциональной нестабильностью и конфликтами с окружающими. поведением в попытке найти себя.
1.3.Кризис середины
жизни (подтип кризиса
развития) Кризис,связанный с переоценкой достигнутого,осознанием конечности жизни,поиском нового смысла и целей. Связан с осознанием возраста,профессиональной и личной удовлетворенностью,отличается от других кризисов развития тем, что связан с анализом прошлого и планированием будущего. Женщина в 45 лет,успешный руководитель,ощущает неудовлетворенность своей работой,чувствует,что не реализовала свой творческий потенциал, задумывается о смене профессии.
2.Ситуативные(трав
матические)кризисы Кризисы,вызванные внезапными,непредсказуемыми и травмирующими событиями,такими как потеря близкого человека,несчастный случай,стихийное бедствие. Связаны с конкретным травматическим событием,требуют немедленной помощи и поддержки,отличаются от кризисов развития непредсказуемостью и интенсивностью переживаний. Семья теряет дом в результате пожара.
2.1.Кризис потери
(подтип ситуативного
кризиса) Кризис,возникающий в результате утраты близкого человека,работы,здоровья,имущества. Связан с чувством горя,скорби,утраты,отличается от других ситуативных кризисов тем, что Мужчина теряет работу после 20 лет стажа на одном месте.Он чувствует себя никому не нужным,потерянным и сомневается в своих профессиональных способностях.2.2.Кризис насилия
(подтип ситуативного
кризиса Кризис,вызванный физическим,сексуальным или эмоциональным насилием. Связан с чувством страха,беспомощности,вины,стыда,отличается от других ситуационных кризисов тем,что требует работы с последствиями травмы и восстановления чувства безопасности. Женщина,подвергающаяся домашнему насилию, испытывает страх,тревогу, депрессию и потерю уверенности в себе.
3.Экзистенциальные
кризисы Кризисы,связанные с поиском смысла жизни,осознанием своей смертности,свободы и ответственности. Связаны с глубокими вопросами о смысле существования,отличаются от других типов кризисов тем,что не всегда имеют конкретную причину и могут быть вызваны размышлениями о фундаментальных вопросах бытия. Человек,достигший успеха в карьере и имеющий все материальные блага,внезапно начинает чувствовать пустоту и бессмысленность своей жизни.
4.Кризисы
идентичности Кризисы,связанные с сомнениями в собственной идентичности,ролевой неопределенностью,пСвязаны с определением своего места в мире,пониманием своих ценностей и убеждений,отличаютЧеловек,переехавший в другую страну,сталкивается с необходимостью адаптироваться к новой культуре,что
отерей чувства самости. ся от других типов кризисов тем,что акцент делается на формировании о себе. вызывает сомнения в его прежней идентичности и необходимости ее переосмысления.
Проверяемое задание 2
Тема 1. Понятия «кризис», «кризисное состояние». Типы кризисов человека
1. Сформулируйте понятия «кризис» и «кризисное состояние». Определите и охарактеризуйте типы кризисов.
2. Осуществите выбор типа и подтипа кризиса у человека в предлагаемом ниже перечне кризисных ситуаций, объясните свое решение. Определите ранг иерархии по сложности и интенсивности воздействия кризисного события на состояние и социально-психологическую адаптацию человека (в цифровом эквиваленте от 1 – наиболее интенсивное воздействие на состояние и личность человека). Объясните свое решение.
Перечень кризисных ситуаций
Смерть близких людей.
Смерть друга.
Унижение, понесенное публично.
Потеря имущества в результате наводнения.
Длительная разлука с близким человеком.
Сексуальное насилие.
Неизлечимая болезнь ребенка.
Потеря личной собственности.
Провал на серьезном экзамене.
Развод с супругом.
Автомобильная авария.
Ограбление квартиры.
Безработица.
Вынужденная эмиграция.
Серьезная болезнь.
Старение.
Участие в боевых действиях в горячих точках.
Измена любимого.