Фрагмент для ознакомления
2
С точки зрения исторического развития, критически значимые изменения в структуре греческого общества произошли в период IX—VIII веков до н. э. Именно в рамках родовых объединений сложились предпосылки для появления государственных институтов и последующего расцвета культуры. Формирование рабовладельческого строя, консолидация полисной системы и укрепление культурных основ Древней Греции охватывают хронологические границы VIII—VI веков до н. э., что историки обозначают как архаическую эпоху.
Значительный импульс развитию культуры и государственности греческого полиса в архаический период придало создание новой алфавитной системы письменности, включавшей 24 буквы. Этот способ записи информации оказался гораздо более удобным по сравнению с силлабическим письмом, характерным для ахейцев II тысячелетия до н. э. Важной особенностью античной цивилизации являлось существование уникальной религиозной системы, принципиально отличной от большинства культовых традиций древневосточных народов.
Согласно данной системе верований, пантеон древнегреческих богов представлял собой собрание могущественных, но не всесильных существ, поскольку они, так же как и смертные, находились в подчинении у «высшей силы – судьбы». Следуя религиозным воззрениям древних эллинов, боги требовали почитания, но при этом оставались тесно связанными с человеческим миром. Устное, а позднее и письменное мифотворчество античных греков сформировало особый литературный эпос, который стал фундаментом для последующего развития различных сфер культуры, включая литературу, живопись, архитектуру и философию . В эпоху расцвета античных полисов многие представители искусства и науки черпали вдохновение в сюжетах древнегреческой мифологии, воплощая ее мотивы в своих произведениях.
Литературные произведения, созданные в античных полисах, характеризуются сосредоточением сюжетного действия вокруг подвигов героев-полубогов, а также описанием приключений простых людей, сталкивающихся с божественными силами в повседневной жизни. Примечательной чертой художественного творчества античного периода выступает детализированное описание быта и социальной деятельности различных слоев населения — от басилея-правителя до рядового земледельца или купца, путешествующего в поисках выгодных сделок. Существенной особенностью литературной традиции указанной эпохи стало появление произведений, раскрывающих эмоциональные переживания человека, его радости и печали, что свидетельствует о возрастающем интересе к внутреннему миру личности. В рамках «лирической поэзии» осуществляли свою творческую деятельность такие выдающиеся авторы, как Архилох с острова Парос, Алкей и Сафо с острова Лесбос, Анакреонт из города Теос, Солон из Афин, Феогнид из Мегар, Тиртей из Спарты, Пиндар, Эзоп и другие.
Архитектурные традиции Древней Греции были ориентированы на художественную разработку общественных сооружений, среди которых центральное место занимали храмы, возводимые в честь богов. Храмовые комплексы окружались колоннадами, украшались рельефными изображениями и скульптурными композициями. Именно в процессе возведения культовых сооружений зародилась известная «ордерная система архитектуры», основывающаяся на пропорциональном соотношении конструктивных элементов колонн и поддерживаемых ими архитектурных деталей. Согласно этим принципам, античные мастера выделяли три основных ордера: дорический, ионический и коринфский, каждый из которых обладал своими особенностями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Болдышева, В. Д. Образ Зевса в искусстве Древней Греции и Древнего Рима / В. Д. Болдышева // Colloquium-Journal. – 2019. – № 16-6(40). – С. 6-15.
2. Иващенко, К. А. Особенности развития литературы и искусства Древней Греции в Архаический период / К. А. Иващенко // Научное и техническое творчество молодежи. – 2023. – С. 410-415.
3. Игнатенко, В. А. История культуры Древней Греции в архаический период / В. А. Игнатенко // Наука и образование. – 2019. – С. 56-60.
4. Ильин, Ю. О. Искусство Древней Греции и разновидности древнегреческих ордеров / Ю. О. Ильин, И. Б. Волкодаева // Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Уфа, 08 июня 2019 года. Том Часть 3. – Уфа: ООО "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2019. – С. 131-135.
5. Слепухин, В. В. Природа образа в пластических искусствах Древней Греции периода классики (V в. до н.э.) / В. В. Слепухин // Язык. Словесность. Культура. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 28-45.
6. Суханова, Е. В. Архаика древней Греции в искусстве, архитектуре и живописи / Е. В. Суханова, Л. Н. Турлюн // Интернаука. – 2020. – № 13-1(142). – С. 15-17.
7. Якшина, А. В. Фрески Древней Греции / А. В. Якшина, Е. А. Сандовский, М. Д. Портной // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова, посвященная 300-летию Российской академии наук. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2022. – С. 67-71.
8. Греческое искусство [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gallerix.ru/pedia/greek-art/ (дата обращения: 12.03.2025)