Фрагмент для ознакомления
2
Вариант 2
Теоретические задания.
1. Ценовая и неценовая конкуренция. Демпинговое ценообразование.
Ценовая конкуренция
Определение: Ценовая конкуренция - это стратегия, при которой компании конкурируют за счет снижения цен на свои товары или услуги.
Целью ценовой конкуренции является привлечение большего числа клиентов за счет более низкой цены.
Примерами ценовой конкуренции являются скидки, акции, специальные предложения.
Помимо положительного эффекта ценовая конкуренция заключает в себе следующие риски: снижение рентабельности, вовлечение в ценовые войны с конкурентами. Возможно ухудшение качества продукции.
Неценовая конкуренция
Определение: Неценовая конкуренция - это стратегия, при которой компании конкурируют за счет улучшения качества, сервиса, брендинга и других факторов, не связанных с ценой.
Целью неценовой конкуренции является создание уникального предложения, которое выделяет продукт на фоне конкурентов.
К инструментам неценовой конкуренции можно отнести улучшение дизайна, расширение функционала, улучшение обслуживания клиентов.
Преимуществами неценовой конкуренции являются сохранение рентабельности, укрепление бренда, лояльность клиентов.
Демпинговое ценообразование
Определение: Демпинговое ценообразование - это практика продажи товаров по ценам ниже себестоимости с целью вытеснения конкурентов с рынка.
Демпинговое ценообразование используется для захвата доли рынка, устранения конкурентов.
К недостаткам демпингового ценообразования относятся юридические последствия (антидемпинговые меры), ухудшение качества продукции, долгосрочные убытки.
2. Развитие отраслевой структуры экономики и жизненный цикл отрасли.
Развитие отраслевой структуры экономики
Определение: Развитие отраслевой структуры экономики - это процесс изменения структуры экономики в следствие роста одних отраслей и упадка других.
К изменению отраслевой структуры экономики ведут следующие основные факторы: технологический прогресс, изменение потребительских предпочтений, глобализация, государственная политика.
Примером в современных условиях может служить взрывной рост IT-сектора при одновременной стагнации или упадке традиционной промышленности.
Жизненный цикл отрасли
Жизненный цикл отрасли включает в себя следующие этапы.
1.Зарождение: появление новой отрасли, высокие риски, низкая конкуренция.
2. Рост: Быстрое увеличение спроса, появление новых игроков.
3. Зрелость: Стабилизация спроса, высокая конкуренция, оптимизация процессов.
4. Упадок: Снижение спроса, уход компаний с рынка.
Рисунок 1. Жизненный цикл предприятия [16]
Пример: Жизненный цикл индустрии кассетных магнитофонов: от зарождения (первые модели) до зрелости (насыщение рынка).
3. Дайте определение (включая формулы и графики) следующих понятий:
а) многозаводские предприятия;
б) инвестиционный цикл наращивания производственных мощностей; в) издержки иерархического управления;
г) Х-эффективность.
д) промышленный потенциал.
а) Многозаводские предприятия
Определение: Многозаводские предприятия - это предприятия, которые имеют несколько производственных площадок (заводов) для оптимизации логистики, снижения издержек и увеличения охвата рынка.
Общие издержки = Σ (Издержки на каждом заводе) + Логистические издержки.
График может показывать зависимость издержек от количества заводов, с точкой минимума, где достигается оптимальное количество.
По оси X (горизонтальная): Количество заводов (от 1 до N).
По оси Y (вертикальная): Общие издержки (в рублях или другой валюте).
С увеличением количества заводов издержки на каждом заводе могут снижаться за счет эффекта масштаба (например, снижение себестоимости единицы продукции). Однако после определенного количества заводов издержки начинают расти из-за сложности управления и снижения эффективности.
Логистические издержки (транспортировка, хранение, управление цепочками поставок) растут с увеличением количества заводов, так как требуется больше ресурсов для координации и доставки.
Общие издержки = Σ (Издержки на каждом заводе) + Логистические издержки.
На графике общие издержки сначала снижаются (за счет эффекта масштаба), а затем начинают расти (из-за роста логистических издержек и снижения эффективности управления).
На графике будет точка минимума, где общие издержки достигают минимального значения. Это оптимальное количество заводов, при котором достигается баланс между снижением заводских издержек и ростом логистических издержек.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бирюков В.А. Теория экономического анализа: учебник / В.А. Бирюков, П.Н. Шаронин. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2020. –462 с. –Текст: электронный. –URL: https://znanium.com/catalog/product/1054472
2. Басовский Л.Е. Экономика отрасли: учебное пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 145 с. Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1655224
3. Басовский, Л.Е. Экономическая теория: учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 375 c. –Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1838408
4. Бирюков В.А. Теория экономического анализа: учебник / В.А. Бирюков, П.Н. Шаронин. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 462 с. Текст: электронный. URL: https://znanium.com/catalog/product/1054472
5. Кондратьева И.В. Экономика отраслей сельского хозяйства: учебное пособие / И.В. Кондратьева. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – Текст: электронный // Лань: ЭБС– URL: https://e.lanbook.com/book/176899
6. Лысенко Н.Н. Экономика отрасли: учебное пособие / Н.Н. Лысенко. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2020. – 282 с.
7. Маркварт О.И. Экономика отрасли: практикум / О.И. Маркварт. – 3-е изд., стер. – Москва: Флинта, 2021. – 116 с.
8. Нецымайло К.В. Экономика отрасли: учебно-методическое пособие / К.В. Нецымайло. – Оренбург: ОГПУ, 2021. – 95 с. – Текст: электронный // Лань: ЭБС– URL: https://e.lanbook.com/book/179875
9. Поздняков В.Я. Экономика отрасли: учебное пособие / В.Я. Поздняков, С. В. Казаков. –изд. испр. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 281 с. – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1046275
10. Тертышник М. И. Экономика предприятия: учебное пособие / М.И. Тертышник. – 2-е изд. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 328 с. – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/989390
11. Экономическая теория: учебник / под ред. Р.С. Гайсина. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 330 с. –Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1846451
12. Экономика отрасли: учебное пособие / Н.В. Дорожкина. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет, 2021. – 232 с.
13. Экономика отрасли: учебное пособие / М.А. Жигулина, Р.П. Цырульник. – Норильск: НГИИ, 2020. – 102
14. https://studref.com/htm/img/29/7192/39.png
15. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=837b8bf47eacc536b8172ea68884ace5_l-5252128-images-thumbs&n=13
16. https://theslide.ru/img/thumbs/58d413b8fb2571466011bd20ae67e39f-800x.jpg