Фрагмент для ознакомления
2
Творчество Джона Фаулза, одного из наиболее значимых представителей английского постмодернизма, отличается глубоким философским содержанием и особым вниманием к проблемам искусства и художественного творчества. Концепты ТВОРЧЕСТВО и ХУДОЖНИК, являясь ключевыми в картине мира писателя, в той или иной степени получают репрезентацию во всех его произведениях, формируя единый авторский текст с общей проблематикой и стилистическими особенностями. Образ художника в прозе Фаулза многогранен и эволюционирует от произведения к произведению, отражая изменения в философских и эстетических воззрениях самого автора. При этом фигура творца неизменно выступает как средоточие центральных для писателя тем: проблемы свободы, самопознания, экзистенциального выбора и отношений личности с обществом.
Одним из стабильных компонентов художественного мира Фаулза является оппозиция образов юного и зрелого художника, наиболее ярко представленная в повести "Башня из черного дерева" (1974). Эта оппозиция воплощает столкновение различных художественных и жизненных философий, противоположных подходов к творчеству и пониманию свободы искусства. Как отмечают исследователи, данная повесть представляет собой "встречу людей, живущих в абсолютно разных измерениях"[3].
Дэвид Уильямс, молодой художник и искусствовед, представитель абстрактного направления в искусстве, воплощает тип современного художника, чья жизнь "состоит из условностей и теоретических измышлений". Его творчество, при всей технической виртуозности, лишено подлинной глубины и жизненной энергии, что отражается и в его картинах, которые, как указывается в тексте повести, "лишены подлинной глубины и очарования". Его искусство – результат рационального конструирования, а не интуитивного проникновения в суть явлений
В противоположность ему, пожилой художник Генри Бресли представляет тип зрелого мастера, для которого "не существует никаких авторитетов и правил" [3]. Бресли выступает против абстрактного искусства, критикует Пикассо и настаивает, что "великое искусство не умственно, но происходит из природы или полноты бытия" [6]. Его работы отличаются яркостью, самобытностью, они насыщены жизненной энергией и отражают глубину человеческого опыта. Бресли олицетворяет творческую свободу, не скованную условностями и теоретическими построениями.
Встреча этих двух художников становится катализатором глубоких изменений в сознании Дэвида, который постепенно "прозревает и ощущает свою посредственность и серость" [7]. Через этот контраст и последующую трансформацию мировоззрения молодого художника Фаулз исследует природу подлинного искусства и условия творческой свободы. Оппозиция Дэвид–Бресли не только конкретизирует типологию художников в прозе Фаулза, но и отражает эволюцию эстетических взглядов самого писателя, его переосмысление роли художника в современном мире.
В "Башне из черного дерева" происходит значительное переосмысление роли художника. Как отмечается в исследовательской литературе, "в 1970-х гг. Фаулз стал пересматривать свои взгляды на экзистенциализм". Дэвид Уильямс, первоначально приверженец чистого искусства и формальных экспериментов, постепенно осознает ограниченность такого подхода и необходимость более глубокой связи искусства с реальной жизнью и человеческим опытом. Генри Бресли, несмотря на свой нонконформизм и отшельничество, создает искусство, глубоко укорененное в традиции и отражающее подлинные человеческие переживания.
В романе "Дэниел Мартин" главный герой, сценарист и режиссер, переживает процесс переосмысления своего творчества, постепенно отказываясь от поверхностных коммерческих проектов в пользу более глубокого и честного исследования человеческой природы. Через его эволюцию Фаулз демонстрирует свое убеждение в том, что "искусство должно служить человеку, помогая ему обрести смысл существования и преодолеть духовный кризис современности" [1].
Одна из ключевых тем в творчестве Фаулза – отношения художника и общества, которые неизменно представлены как проблемные и конфликтные. Писатель последовательно развивает мотив уединенности творческой личности, ее противостояния массовому сознанию и усредненным стандартам. Эта тема находит символическое воплощение в образе башни, который появляется в названии повести "Башня из черного дерева" и становится метафорой положения художника в современном мире.
Как отмечается в исследованиях, "Фаулз затрагивает одну из своих излюбленных тем – место художника в современном мире, люди искусства и толпа. По отношению к окружающим людям, обществу художник живет как в башне. С одной стороны, возникает образ уединенности, замкнутости, ухода в себя, с другой – сопровождающее творческую личность непонимание, неодобрение со стороны большинства, являющего собой весьма часто серую безликую массу в отношении искусства". Образ башни амбивалентен: это и место уединения, необходимого для творчества, и символ отчуждения от общества, и метафора внутренней тюрьмы, в которую может превратиться искусство, оторванное от жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Жучкова А. В. Творчество Джона Фаулза как поиск свободы личности в контексте английской идентичности // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-dzhona-faulza-kak-poisk-svobody-lichnosti-v-kontekste-angliyskoy-identichnosti (дата обращения: 15.03.2025).
2. Ильиных, Я. А. Образ художника в романе Джона Фаулза «Коллекционер» / Я. А. Ильиных // Современная зарубежная литература: сборник статей / под ред. В. Петрова. – СПб.: Наука, 2018. – С. 112–128.
3. Картузова, Н. Проблемы искусства и образ художника в творчестве Джона Фаулза / Н. Картузова // Вопросы литературы. – 2015. – № 3. – С. 45–60.
4. Меняйло, В. В. Трансформация образа художника в едином тексте Джона Фаулза / В. В. Меняйло // Литературный процесс: современные исследования и перспективы развития: материалы конференции, Москва, 2020 г.: в 2 т., Т. 1 / отв. ред.: И.С. Иванов; МГУ им. Ломоносова. – М.: МГУ, 2020. – С. 89–95.
5. Пирузян, А.А. Образы визуальных искусств в творчестве Джона Фаулза / А.А Пирузян // Искусство и литература: междисциплинарные исследования: сборник научных трудов / под ред.: Н.В Смирнова; Институт культурологии РАН.– М.: Прогресс-Традиция, 2017.– С. 67–81.
6. Фаулз, Джон // Wikipedia: свободная энциклопедия / редкол.: Джимми Уэйлс [и др.] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фаулз,_Джон (дата обращения: 14.03.2025).
7. Юсупова, Ю. Л. Джон Фаулз и пространство художественного текста / Ю. Л. Юсупова. – М.: Издательство Академии наук, 2010. – 256 с.