Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема начала Возрождения является наименее исследованной в отечественной литературе,
однако старая схема резкого перехода от Средних веков к Возрождению расценивается как все
более несостоятельная, что объясняется пересмотром устаревших идеологических схем,
усложнением представлений об этих исторических эпохах, а также более точной проработкой
типологических критериев разделения Средневековья и Возрождения. Открытие Античности «в
чистом» виде в эпоху Возрождения, исторический перерыв между Средневековьем и
Возрождением – во многом исторический «миф», созданный самими гуманистами Возрождения,
и концепция «Ренессанса XII века» играет большую роль в процессе переосмысления
представлений как о Средних веках, так и о Возрождении.
1.Идеологическая борьба в Италии в период раннего Возрождения
Развитие технических наук, искусство, философия - все это связано было, однако, с наличием
богатых центров светской и церковной власти, городского патрициата, которые могли быть
меценатами. Все научные произведения, гениальные мысли, художественные творения делались
по заказу, под покровительством лиц, обладавших властью и богатством,- все было связано с
концентрацией прибавочного продукта из деревни, поместья, т. е. или от крупных
землевладельцев, или «квазифеодальных» - от горожан (mezzadria poderale). Гуманизм и
Возрождение античного были протестом против феодального внутреннего хаоса и произвола
привилегированных феодалов. Но этот протест уже в начале организации национальных
государств соединялся с тенденциями к усилению монархической власти.
Развитие научного мировоззрения нельзя отрывать от объективной реальности. Ведь
Возрождение покоилось на изучении античного, на развитии нового мировоззрения. Но наука,
особенно искусство, литература, философия должны иметь материальную основу. Именно эту
материальную базу Возрождения все еще давали меценаты. Всякое научное исследование и
произведение искусства финансировалось феодальными князьями, герцогами, папой - крупными
3
представителями феодальной знати. Нужно отметить также превращение буржуазных гуманистов
в дворянство, личную связь отдельных гуманистов с абсолютизмом и феодализмом
одновременно. Объединение господствующего класса феодалов при наличии гуманистической
культуры под эгидой абсолютизма было все, чем завершилась деятельность этого гуманиста. При
всей своей смелости против господствующего мировоззрения, мрака и невежества гуманисты
мало занимались вопросами способа производства, экономического базиса общества, ведь почти
основной интерес их составляли задачи развития наук, искусства, культуры, т. е. вопросы
надстроечного порядка. Это характерно почти для всех гуманистов, их главное направление - на
базе античного повысить роль человека и образованности в общественной жизни. Люди
Возрождения не были принципиальными борцами против феодального строя, они не были
революционерами; они были просветителями в целях развития индивидуального производства в
направлении не локальных интересов помещика или цеха, а в интересах широкого масштаба
нации или человечества и культуры в целом.
В эпоху феодализма феодальная рента могла быть получена в основном эксплуатацией
зависимых крестьян. Только наиболее крупные феодалы-герцоги и отдельные мощные городагосударства имели возможности поощрения наук, искусств, общей культуры. Совершенно
извинительной была связь гуманистов со Святым престолом, который мог распоряжаться
колоссальными богатствами. Еще более полезными для гуманистов делались абсолютные
монархии, которым необходимы были и открытия в технике, особенно военной и морской, и
изящество дворцов, и высота культуры для престижа своей власти. Силою вещей гуманисты
становились сторонниками абсолютизма .
2. Гуманизм как мировоззренческая основа Возрождения
Накопление специфических возрожденческих черт культуры носило эволюционный характер. А
эти признаки сложно и причудливо сплетались с чисто средневековыми чертами культуры,
сохранившими высокую устойчивость даже по завершении этой исторической эпохи. Усложнились
представления об источниках культуры Ренессанса, где наряду с античными источниками (а также
произведениями арабских переводчиков и комментаторов) все более осознается воздействие
религиозного наследия Средневековья.
В качестве основы идейной базы Ренессанса исследователи, как правило, выделяют философию
неоплатонизма, считая ее одним из критериев выявления ренессансного характера философского
течения, причем философия неоплатонизма рассматривается в его оппозиции к аристотелизму.
Это приводит к традиционной оценке умеренного аристотелизма как характерной черты
теологического схоластического мышления, а неоплатонизма – как мышления ренессансного
типа. Проблема оценки роли философии Аристотеля в общем процессе развития религиознофилософской мысли от Средневековья к Ренессансу, считавшаяся вполне ясной, начинает
пересматриваться в отечественной литературе (в западной она оценивается более сложно и
неоднозначно).
Отношение к Античности, характер ее восприятия, оценка и использование хотя и имели некие
ренессансные признаки, в целом не могут быть отнесены к ренессансному типу. Средневековье
ассимилировало Античность, заимствуя то, что соответствовало христианской системе ценностей.
Не чувствуя культурно-исторической дистанции между этими эпохами, оно, тем не менее,
ощущало эту культуру как живую традицию, к которой было прагматическое, а не оценочно
достоверное отношение. Арабо-мусульманская культура играла роль «интеллектуально-духовного
партнера – оппонента», через посредничество которого Античность была «открыта вновь».
Несмотря на то, что восприятие арабо-мусульманской культуры способствовало становлению
4
европейского самосознания, в средневековой Европе отсутствовала установка на понимание ее
как самоценной целостности, а заимствования носили восполняющий характер.
Важнейшим следствием роста числа городских нецерковных школ, оживления правовой
деятельности в связи с освобождением городов от сеньориальной зависимости, оформлением
аппарата городских магистратов и органов центрального управления было формирование
протоинтеллигенции (интеллектуалов), профессионально занимающихся интеллектуальным
трудом, специализация интеллектуальной деятельности, а в связи с этим изменение
индивидуального и группового сознания.
Заключение
По итогам исследования сделан ряд выводов.
Философия Ренессанса – это выражение интересов верхов «неблагородных» - состоятельных
горожан Италии и тонкого слоя интеллигенции. Аристократизм в понимании того времени
определялся отнюдь не происхождением человека, а, прежде всего его личными качествами и
степенью его культуры. Это было объединение состоятельных сторонников независимого
республиканского строя, одними из первых которыми были пизанские «белые» гвельфы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андреев М. Л. Инновация или реставрация: казус Возрождения// Вестник истории,
литературы, искусства. Т. 1. - М.: Наука, 2005. С. 84-97.
2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: В поисках индивидуальности – М.: Наука, 2004 –
400 с.
3. Введение в культурологию. М.: Владос, 2007 – 226 с.
4. Виппер Б.Г. Итальянский Ренессанс XIII-XVI века в 2 томах – М.: Искусство, 2007 – 279 с.
5. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.
6. Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство – М.: Высшая школа, 2005 –
280 с.
7. История искусства зарубежных стран: Средние века, Возрождение – М.: Изобразительное
искусство, 2002 – 224 с.
8. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник для студентов вузов. 2-е изд., доп. – М.: Аспект пресс,
2011. – 447 с.
9. Принцип целостности и роль эстетической категории меры в древнегреческих
космологических учениях и системах //Вопросы гуманитарных наук. – 2007, №3(30). – С. 102-107.
10. Специфика эстетической функции и космологический принцип целостности в
Средневековый период // Вопросы гуманитарных наук. – 2007, №4(31). – С. 44-47.
11. Эстетическая функция в космологических концепциях целостности как форма научнотеоретического знания в Новое время // Вопросы гуманитарных наук. – 2007, №5(32). – С. 77-80.
12. Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 128 с.