Фрагмент для ознакомления
2
1.Решите ситуационную задачу. Вы являетесь классным руководителем 2 класса в начальной школе. После перемены Вы зашли в класс и увидели, что дети спрятались под парты. Вы понимаете, что они хотели удивить Вас. Вы решаете подыграть им и проходите к своему столу со словами «Куда же все подевались?». Вдруг все ребята появляются из-под парт и кричат: «Сюрприз!» и громко смеются.
Осуществите краткий анализ данной ситуации, используя предложенный перечень необходимых для рассмотрения вопросов. Ответ представьте в виде таблицы.
Таблица – Анализ ситуации
№ п/п Вопрос для анализа ситуации Обоснованный аналитический ответ
1. Почему учащиеся «позволили» себе такую шутку? Во-первых, учащиеся чувствуют себя комфортно и безопасно в классе. Это говорит о доверительных отношениях с учителем. Во-вторых, у детей младшего школьного возраста сильна потребность в игре и развлечении. Спрятаться и удивить кого-то – это элемент игры, позволяющий им проявить свою активность и фантазию. В-третьих, возможно, такая "шутка" - проявление внимания и симпатии к учителю. Дети хотели доставить учителю положительные эмоции, создать приятный момент. Наконец, это может быть проверкой границ дозволенного - как учитель отреагирует на их действия.
2. Какую цель преследовали учащиеся? Основная цель – получить положительные эмоции и радость от неожиданного сюрприза. Дети хотели развеселить себя и учителя, создать позитивную атмосферу в классе. Также, возможно, они хотели проявить свою креативность и оригинальность. Не исключено, что они стремились укрепить связь с учителем и одноклассниками через совместное переживание положительных эмоций. И, как уже говорилось, это мог быть способ привлечь внимание к себе.
3. Оцените стиль отношений учителя и учеников.
Стиль отношений между учителем и учениками, судя по описанию ситуации, можно охарактеризовать как демократичный и доверительный. Учитель, подыграв ученикам, проявил чувство юмора, гибкость и понимание детской психологии. Это говорит о том, что учитель умеет налаживать контакт с детьми, создавать благоприятную и комфортную атмосферу в классе. Учитель не стал наказывать детей или проявлять недовольство, а поддержал их инициативу, что свидетельствует о взаимном уважении и позитивном настрое.
4. Предложите вариант решения ситуации. Учитель уже выбрал хорошее решение, подыграв детям. После сюрприза можно поблагодарить детей за внимание и сюрприз, подчеркнув, что было очень приятно и неожиданно. Важно направить энергию детей в позитивное русло. Можно предложить им придумать еще какие-нибудь интересные игры или занятия на перемене, но при этом обсудить правила безопасного поведения в классе, чтобы в будущем избежать ситуаций, которые могут привести к травмам (например, не прятаться в опасных местах). Можно также задать детям вопрос, все ли комфортно чувствуют себя в таких играх, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.
ЗАДАНИЕ 2
Максимальное количество баллов — 9.
Решите ситуационную задачу. Вы являетесь педагогом-психологом в школе. После изучения исходных данных по классу в виде заполненных личных данных «Карта адаптации первоклассника», которые предоставил классный руководитель 1А, Вам необходимо дать рекомендации по дальнейшей адаптации одной из учениц.
Вопросы:
1. Изучите предложенную «Карту адаптации первоклассника».
2.Определите уровень адаптации первоклассника к школе. Насколько успешно прошла адаптация?
3.Выявите индивидуально-личностные особенности учащейся, предположите их судя по Карте адаптации.
4.Поясните, на что следует обратить внимание для предупреждения неблагоприятного развития событий. Порекомендуйте, как избежать риска дезадаптации.
5.Сформируйте рекомендации классному руководителю. Составьте перечень активных мер по устранению проблемы.
Анализ адаптации первоклассницы Ивановой Полины
1. Изучение «Карты адаптации первоклассника».
Представленная карта адаптации содержит информацию о физиологическом и социально-психологическом состоянии Ивановой Полины, а также об особенностях её адаптации к учебной деятельности и общению с ровесниками и учителями. Карта включает перечень симптомов, характеризующих как нормальную адаптацию, так и дезадаптацию, что позволяет оценить общее состояние ребёнка и выявить потенциальные проблемы.
2. Определение уровня адаптации первоклассника к школе. Насколько успешно прошла адаптация?
У Ивановой Полины наблюдается преимущественно нормальная адаптация к школе. Большинство показателей, характеризующих физиологическую и социально-психологическую адаптацию, отмечены знаком «+» в графе «сильно» или «средне». Это свидетельствует о том, что Полина успешно справляется с новыми требованиями, предъявляемыми школой, и в целом чувствует себя комфортно.
Однако, необходимо обратить внимание на некоторые признаки возможной дезадаптации:
-Физиологическая дезадаптация. Отмечены симптомы утомляемости и отсутствия аппетита. Это может быть связано с повышенной нагрузкой в школе, недостаточным отдыхом или изменением режима питания.
-Социально-психологическая адаптация (общение с ровесниками, учителями). Отмечено, что в совместной учебной деятельности Полина стремится к руководству детьми.
Адаптацию Полины можно оценить как условно успешную, требующую внимательного наблюдения и своевременной коррекции отдельных аспектов.
3.Выявление индивидуально-личностных особенностей учащейся, предположите их судя по Карте адаптации.
-Полина проявляет интерес к учебной деятельности, старательно выполняет задания, активна на уроке и быстро включается в учебный процесс.
-Полина дружелюбна, отзывчива, вступает в контакт с детьми и пользуется их симпатией.
- Стремится к руководству детьми в совместной учебной деятельности. Это может свидетельствовать о развитых организаторских способностях и стремлении к доминированию.
Фрагмент для ознакомления
3
Громыко, Ю.В. Метапредмет "Мир деятельности": Учебное пособие для 1-4 классов / Ю.В. Громыко. - М.: Интеллектуальная книга, 2013. - 176 с.
2. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
3.Куприянов, Б.В., Мирошкина, М.Р., Рогачева, И.С. Организация и методика игровой деятельности в детском оздоровительном лагере: Учебно-методическое пособие / Б.В. Куприянов, М.Р. Мирошкина, И.С. Рогачева. - М.: Владос, 2001. - 288 с.
4. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 160 с.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.
6.Степанов, Е.Н. Воспитательная деятельность педагога: Учебно-методическое пособие / Е.Н. Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Содержит требования к организации внеурочной деятельности.) https://fgos.ru/ (Официальный сайт ФГОС)
8.Шилова, М.И. Социализация и воспитание школьников в контексте современной культуры: Учебное пособие для педагогических вузов / М.И. Шилова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. - 216 с.
9.Яковлев, Д.Е. Внеурочная деятельность в школе: организация, управление, контроль: Методическое пособие / Д.Е. Яковлев. - М.: Педагогический поиск, 2012. - 160 с.
10.Воспитательная система класса. Теория и практика / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 208 с.