Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире наряду с универсальными механизмами защиты прав человека, создаваемыми и поддерживаемыми под эгидой ООН, существуют и развиваются также региональные механизмы. Наиболее развитым из них считается механизм, сформированный в рамках Совета Европы. Региональные механизмы, дополняя универсальный, согласовывая с ним свою деятельность и ориентируясь на заданные им стандарты, в то же время могут более полно, по сравнению с универсальным механизмом, отражать социокультурную специфику региона, что способствует более эффективной защите прав. Роль региональных механизмов, в особенности тех, которые объединяют развивающиеся страны, также заключается в содействии интеграции, причем речь идет как об институциональном, так и о человеческом измерении этого процесса.
Становление африканского регионального механизма защиты прав человека началось в условиях активного развертывания на континенте процессов деколонизации и формирования новых национальных государств. В Уставе Организации Африканского Единства (ОАЕ), тема прав человека поднимается лишь в связи с осуждением режима апартеида и колониализма. Главной целью составителей Устава было постулирование суверенитета и независимости африканских стран, поэтому в нем, прежде всего, говорилось о равенстве государств, необходимости соблюдения принципа невмешательства в их внутренние дела и безусловности права на самоопределение.
Становление новых независимых государств на Африканском континенте зачастую сопровождалось социально-экономическими и политическими кризисами. Высокая конфликтность не могла не приводить к актуализации многих проблем, решение которых связано с восстановлением основополагающих прав человека.
До 1981 года в странах Африки отсутствовал как таковой нормативно-правовой документ, который бы законодательно закреплял защиту прав человека. Только в 1981 была принята Африканская хартия - центральный документ, который регулировал соблюдение прав человека на Африканском материке. Данный акт был принят на восемнадцатой сессии Ассамблеи глав государств и правительств Организации Африканского Единства (ОАЕ). Но это было только началом большого пути по развитию прав человека на Африканском континенте. Сам же процесс, равно как и создание надлежащих государственных институтов по обеспечению этих самых прав, занял очень долгое время.
Объектом исследования является защита прав и свобод человека и народов в Африке. Предмет исследования – национально- и международно правовые отношения, возникающие при действии африканской системы защита прав и свобод человека и народов.
Цель работы – характеристика деятельности Африканской комиссии по правам человека и народов
Соответственно этой цели, задачи работы:
1. Проанализировать формирование правовых основ деятельности Африканской комиссии по правам человека и народов.
2. Охарактеризовать организационное содержание функционирования Африканской комиссии по правам человека и народов
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1.Правовые основы деятельности Африканской комиссии по правам человека и народов
Африканская комиссия по правам человека и народов (АКПЧН) — это квазисудебный орган, в задачи которого входит поощрение и защита прав человека и коллективных (народных) прав на Африканском континенте, а также толкование Африканской хартии прав человека и народов (также известной как Банжульская хартия или Африканская хартия) и рассмотрение индивидуальных жалоб на нарушения Хартии. Это включает в себя расследование нарушений прав человека, создание и утверждение программ действий по поощрению прав человека, а также налаживание эффективной связи между ними и государствами для получения информации из первых рук о нарушениях прав человека. Несмотря на то, что ACHPR находится в ведении регионального правительства, у неё нет реальной власти и полномочий по обеспечению соблюдения законов. В результате они составляют предложения, которые направляются по цепочке командования в Ассамблею глав государств и правительств, и действуют в соответствии с ними .
Формирующийся африканский механизм защиты прав человека как раз впервые показал свою адаптивную способность: при принятии документов, регулирующих проблемы беженцев в Африке, были учтены некоторые особенности ситуации, не находящие отражения в документах, принятых в рамках ООН. Конвенция по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке, принятая в 1969 и вступившая в силу в 1974 году, дополнила Конвенцию 1951 г. о статусе беженцев и Протокол о статусе беженцев 1967 г., включив в число подлежащих защите лиц, покидающих свою страну вследствие «внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок». Механизм защиты в Конвенции ОАЕ был более детализированным и включал, например, положение о невозможности отказа в пропуске беженцев через границу.
Тем не менее, можно отметить, что инициатива формирования институциональной основы африканского регионального механизма защиты прав человека все же в большей степени исходила от ООН. Она неоднократно артикулировалась Комиссией по правам человека и была поддержана формирующимся профессиональным сообществом африканских юристов, а также рядом неправительственных организаций. На основе решений, принятых Генеральной ассамблеей ООН, была проведена встреча в столице Либерии, Монровии, на которой было выдвинуто предложение о создании Африканской комиссии по правам человека. Действующий президент этой страны председательствующий в ОАЕ, также получил обращение с данным предложением, как и Генеральный секретарь ООН.
Первоначально в 1961 году в городе Лагос (Нигерия) была созвано специальная комиссия с особыми полномочиями, которая состояла более чем из 100 юристов из самых разных стран для того, чтобы выработать, принять и систематизировать законодательные механизмы по закреплению, защите и реализации системы прав человека на Африканском континенте .
После 5 дней обсуждения, комиссия принимает специальный документ, вошедший в историю под названием «Закон Лагоса». Согласно данному документу, верховенство права признается основополагающей целью в развитии африканских государств, так как это выражает волю народа и призвано обеспечить возможность реализации своих потребностей отдельными индивидами любыми доступными для этого законными средствами. Кроме этого, в соответствии с пунктом 4 «Закона Лагоса» предусматривается создание общеафриканского суда по правам человека. Граждане тех государств, которые ратифицировали данный закон, имеют полное право обращаться в данный суд по причине нарушения либо ущемления каким-либо образом своих прав, и государства будут обязаны исполнить решение суда. Но, несмотря на объективные преимущества введения законопроекта, часть лидеров африканских государств все равно продолжала противится его введению, в том числе, из-за непростой политической обстановке на континенте. Главы государств считали, что под предлогом введения определенных правовых механизмов, согласно которым обязанностью государств станет охрана и защита прав человека, западные страны хотят вмешиваться во внутреннюю политику самих африканских стран, что может привести к потере недавно полученного суверенитета и независимости.