Фрагмент для ознакомления
2
Экономические действия отдельного человека происходят не в изолированном пространстве, а в определенном обществе. И вот почему так важно, как на них реагирует общество. Таким образом, сделки, которые приемлемы и прибыльны в одном месте, не обязательно будут таковыми в аналогичных условиях в другом.
Примером этого являются ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными сектами. Для того чтобы избежать согласованности множества внешних факторов, влияющих на успешность и саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономических и социальных порядков вырабатываются шаблоны или алгоритмы поведения, наиболее эффективные в данных условиях. Эти модели и алгоритмы, или матрицы индивидуального поведения, представляют собой не что иное, как институты.
Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии.
Институт — это набор ролей и статусов, призванных удовлетворить определенную потребность.
В экономической теории понятие института впервые было включено в анализ Т. Веблена: институты — это, по сути, широко распространенный способ мышления об индивидуальных отношениях между обществом и индивидом и выполняемых ими индивидуальных функциях; а система жизни общества, состоящая из совокупности факторов, действующих в определенное время или в любой момент развития любого общества, может быть охарактеризована с психологической точки зрения в общем виде как господствующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.
Веблен также понимал институты как: привычные способы реагирования на стимулы; структура производственного или хозяйственного механизма; принятая в настоящее время система общественной жизни.
Другими словами, институты включают в себя различные правила и стереотипы поведения, некоторые из которых закреплены в форме правовых норм и общественных институтов.
Э. Дюркгейм занимает позицию, схожую с позицией Веблена. Он рассматривает институты как всевозможные мысли, действия и чувства, которые ограничивают людей. В этом смысле социальные факты (одно из центральных понятий его теории) и институты весьма схожи.
Другой основатель институционализма Дж. Коммонс определяет институт следующим образом: институт — это коллективное действие, направленное на контроль, освобождение и расширение индивидуального действия.
У. Митчелл дает следующее определение: институты — это доминирующие и в высокой степени стандартизированные социальные привычки.[4]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агабекян, Р. Л. Институциональная экономика. Бизнес и занятость / Р.Л. Агабекян, Г.Л. Баяндурян. - Москва: Машиностроение, 2017. - 464 c.
2. Агапова, И.И. Институциональная экономика / И.И. Агапова. - М.: Магистр, 2017. - 428 c.
3. Александр, Васильевич Колосов Институциональная экономика. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Александр Васильевич Колосов. - М.: Юрайт, 2020. - 204 c.
4. Аленин, П. Г. Институциональная экономика / П.Г. Аленин. - М.: Бибком, 2020. - 139 c.
5. Аузан, А.А. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория. Учебник / А.А. Аузан. - М.: Проспект, 2017. - 612 c.
6. Бренделева, Е. А. Институциональная экономика / Е.А. Бренделева. - М.: КноРус, 2017. - 516 c.
7. Васильцова, В. М. Институциональная экономика / В.М. Васильцова, С.А. Тертышный. - М.: Питер, 2018. - 256 c.