Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема свободы воли является одной из центральных на протяжении всей истории философских учений. Впервые вопрос о ее существовании поднимался еще в античности, где она противопоставлялась космической неизбежности. Согласно Демокриту, в мире, подчиненном физическому детерминизму, свобода воли позволяет человеку испытывать душевный покой. Сократ и Платон противопоставляли свободный выбор произвольности действий. Аристотель утверждал свободу воли как самоопределение разума, разумную необходимость. С другой стороны, философия стоиков исходила из принципов причинности и детерминизма. Человек, живущий в соответствии с законами природы не имел сил, вроде свободы воли, способных преодолеть ее законы и противостоять року судьбы.
Колоссальный сдвиг в отношении к свободе воли можно наблюдать в средневековье, когда происходит переход к христианской философии. Это эпоха догматических споров, подчинения философии теологии, в центре которых стояли идеи божественного творения и провидения. В этот период происходит трансформация представлений о природе человека и его месте в мире, что неизбежно привело к постоянному пересмотру вопроса о свободе воли.
Одним из ключевых представителей религиозной мысли в средневековой христианской Европе был Августин Аврелий. Задолго до целого ряда западноевропейских философов он ставит вопросы о смысле исторического процесса, цели человеческого существования, добре и зле, и, конечно, свободе воли человека. В связи с этим, рассмотрение учения Августина о свободе воли носит фундаментальных характер для философии.
Цель: провести анализ категории свободы воли в философии Августина Аврелия.
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
1. Выявить ключевые особенности средневековой христианской философии;
2. Определить основания подходов к вопросу существования и природы свободы воли в рамках средневековой философии;
3. Исследовать основополагающие понятия философии Августина Аврелия;
4. Выделить подход Августина к пониманию свободы воли;
5. Проанализировать понятие свободы воли исходя из подходов Августина к проблемам знания, креационизма, добра и зла.
Работа состоит их введения, основной части, заключения и списка литературы. Основная часть состоит из трех глав: особенности религиозно-философской мысли в средневековой Европе, философия Августина Аврелия, проблема свободы воли в философии Августина Аврелия.
Глава 1. Особенности религиозно-философской мысли в средневековой Европе
В основе западноевропейской средневековой философии лежит христианское мировоззрение. В связи с этим, философские теории имеют сильный теологический уклон, а вопросы во многом связаны с трактовой Священного писания, разъяснением догматов. Философия в ее античном понимании в средневековье практически не существовала. На ее место пришла «служанка богословия», которая искала обоснования в условиях, когда ответы как таковые уже даны. Природа человека рассматривалась философами в рамках отношений Бог-Творец – сотворенный мир.
В основе христианского мировоззрения лежал принцип креационизма, который утверждал, что всеобще-необходимое может быть присуще только Богу. Все Бытие создано Богом, он есть Бытие. Существование возможно только по его Воле. Человек создан по образу и подобию Бога. На практическом, более обыденном уровне, первостепенное значение среди философских наук обретает этика, которая позволяет формулировать требования и нормы для реализации идеи спасения. В силу того, что христианская доктрина строится на идее индивидуального спасения, на первое место в средневековой этике выходят идеи самосознания, поступка, совести, интенции и личной ответственности. В результате, свобода становится «ключевым понятием в осмыслении человеческой природы в средневековом теоцентризме» .
Акт творения, который привел к появлению человека по образу и подобию Бога, впервые в истории философии утверждает человека как личность, обладающую (или способную обладать) свободой воли. Смысл свободы воли трансформируется относительно античного представления. В эпоху эллинизма, у Демокрита и Платона, свобода воли была неразрывна связана с идеями необходимости и судьбы. Вне зависимости от того, признавал философов ее существование или нет, само по себе понятие свободы понималось как отсутствие подчинения необходимости, будь то природной или божественной. В средневековье такое определение свободы воли становится невозможно. Если у человека есть свобода воли, она должны существовать в условиях божественного детерминизма.
Схоласты уже не могут отрицать существование необходимости и подчинение человека этой необходимости. Данная необходимость исходила от Бога, его воля не просто устанавливала необходимость сотворенного мира, но он сам и есть эта необходимость. В связи с этим, понятие свободы воли как таковой трансформируется. Теперь, для средневекового философа, проблема свободы воли не есть проблема независимости. Это проблема самосознания, способности человека поступать согласно собственной совести и вере.
Стоит также отметить, что вопрос о свободе воли в средневековой мысли был неразрывно связан с представлениями о природе добра и зла. Если быть точнее, наибольшее значение имел именно вопрос о природе зла. С добром дело обстояло несколько проще. Бог-Творец не просто наделил мир добром, он сам есть Добро, Благо и Справедливость. Бог также есть Бытие. В связи с этим, можно говорить о том, что Бытие есть Добро. Но тогда, откуда же в мире зло? А главное, как человек, сотворенный по образу и подобию Бога, который есть Добро, и бытие которого есть Добро, по воле божьей, как такой человек может совершать злые поступки? Средневековая философия, особенно в ранние периоды – периоды апологетики – уделяла большое внимание обоснованию существования зла в тварном мире.
Природа зла неразрывно связана с вопросом о свободе воли в силу того, что источником зла в мире является первородный грех, смысл которого «состоит в неповиновении» . То есть, как таковое, наличие у человека свободы воли является причиной появление в мире зла. В связи с этим, жаркие споры о природе и наличии свободы воли у человека не утихали все средневековье. Одним из доминирующих учений о свободе воли являлось учение Августина Аврелия, о котором и пойдет речь далее. Однако, в силу того что учение Августина является учением отца церкви, то есть принадлежит к патристике, стоит сказать несколько слов о свободе воли в рамках патристики.
Отцы церкви исходили из того, что без свободы воли не может быть человека. При этом, свобода не просто дана человеку, она есть «испытание, преодолеть которое человек оказался не способен» . Для более раннего