Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В 20-е годы XX столетия в СССР получила широкое распространение и признание педология - комплексная междисциплинарная наука о ребёнке и детстве.
Советская власть возлагала на педологию задачи по воспитанию подрастающего поколения, придавая большое значение социальной среде в этом процессе. В Москве учёные проводили исследования по разностороннему развитию ребёнка и формированию его как человеческой личности под воздействием природных, биологических и социальных факторов. В Ленинграде изучали развитие нервно-психических функций и поведение ребёнка со дня рождения, возрастные и индивидуальные особенности реактивности детей.
С начала 1930-х годов в СССР начались гонения на педологию, и властные структуры официально признали её лженаукой.
В настоящее время термин «педология» имеет лишь историческое значение. Однако проведённое исследование показало, что существующие в настоящее время в педиатрической практике педологические устремления прошлого нашли воплощение в медико-психолого-педагогическом сопровождении детей.
Цель исследования – характеристика педологии как единой комплексной науке о ребёнке. В соответствии с этим предполагается решение следующих исследовательских задач:
1.Характеристика процесса формирования педологии как отрасли знаний.
2. Анализ фактических достижений педологии (до её осуждения), нашедших отражение в современной науке.
1.Формирование педологии как отрасли знаний
Педология возникла из остро осознанной потребности получить синтезированное знание о ребёнке, чтобы успешнее и энергичнее воспитывать и образовывать его. Новый век требовал принципиально новых человеческих качеств. Чтобы подготовить здорового, творческого, интеллектуально развитого человека, способного справиться с огромными психологическими и физическими перегрузками, нужно было получить новое знание о человеке и способах подготовки его к жизни в современном обществе. Отдельные науки - психология, социология, физиология, педиатрия и другие - подходили к ребёнку со своих собственных позиций, но несинтезированные в единое целое, фрагменты знаний трудно было использовать в учебно-воспитательной работе, отсюда постоянная неудовлетворённость практиков. Таким образом, создание новой науки, исследующей ребёнка целостно на разных возрастных этапах, было встречено с воодушевлением. Было ясно, что если яркие и одарённые, социологи, психологи, врачи и, конечно, педагоги возьмутся за это дело, то они быстро и энергично решат эту важную для практики проблему.
К числу известных педологов можно отнести: Я.К. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарта, так как уже в их трудах ставилась проблема целостного подхода к ребёнку. Я.К. Коменский создал воспитательную систему, которая должна способствовать формированию ярких и одарённых детей. Ж.Ж. Руссо представил обществу всю прелесть, своеобразие и специфику фаз развития ребёнка на пути к совершенному человеку. И. Песталоцци упорно стремился создать «метод» развития ребёнка, «привить» ему культуру человечества. К педологии относили работы и И. Гербарта, ставившего в центр педагогического процесса личность ребёнка с её потребностями и интересами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басов М. Я. Общие основы педологии / под ред. Е. В. Левченко. - М.: Алетейя, 2007. - 356 с.
2. Блонский П.П. Педология. Москва: Изд-во Юрайт, 2021. -3 15 с.
3. Левентуев П.С. Политические извращения в педологии // Педология. - 1931. - № 3. - С. 63-66.
4. Сластёнин В.А. Педагогика: учеб. пособие. - М., 2014. - 458 с.
5. Шалаев С.Л. Педология в России: Сущность и историческая судьба // История образования. 2014. № 3. С. 140-147.