Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Образование - осуществляемый в образовательных учреждениях или самостоятельно процесс овладения системой знаний, человеческой культурой в целом, процесс развития и становления личности, а также результат этого процесса - определённый уровень овладения культурой (образованности), развитие личности в контексте культуры.
Введение новых стандартов образования становится причиной, заставляющей учителя и общество в целом, пересматривать ключевые вопросы относительно обучения и воспитания. На данный момент образования позиционируется в качестве услуги, которая ориентирована на реализацию социального общественного заказа, основная цель которого состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся гражданскую ответственность, духовность и культуру, а также самостоятельность, инициативность и способность успешной социализации в условиях общества. Преподавание истории в новых условиях должно базироваться на использовании различных методов, которые должны быть правильно и грамотно использованы.
Объектом исследования методики выступает процесс обучения, а предметом - внутренние закономерности взаимодействия главных факторов процесса обучения истории в качестве учебного предмета.
Цель работы – характеристика методики преподавания истории с точки зрения педагогики, как отрасли знаний. В соответствии с этим задачи работы:
1.Установить взаимосвязь содержания и научных функций методики преподавания истории.
2.Охарактеризовать объект и предмет методики преподавания истории.
1.Место методики обучения в системе научных знаний
Методика обучения занимает особое место в системе научных знаний, так как является самостоятельной наукой, которая возникает на стыке многих дисциплин.
Методика относится к педагогическим наукам и исследует закономерности, цели, содержание, средства, приёмы, методы, организационные формы обучения. Она решает не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, что не входит в круг проблем, исследуемых другими науками.
Методика тесно связана с другими науками, которые можно назвать базисными и смежными.
Базисные науки составляют фундамент, на который опирается методика в своих исследованиях. К ним относятся педагогика, дидактика, психология, физиология, культурология, лингвистика, психолингвистика и другие.
Смежные науки находятся на стыке с методикой и используются ею для реализации разнообразных образовательных задач. Среди них выделяют социологию, философию, логику, историю, географию, литературу, искусствоведение, кибернетику, коммуникативистику, специальную психологию и дефектологию, этику и другие.
Всё это связано со следующими функциями науки:
1. проективно-конструктивной, с помощью которой происходит перевод теоретических проектов в реальные образовательные конструкции;
2. преобразовательной - переводящей параметры практики, от которой отталкивается научное исследование, на более высокий качественный уровень;
3. критериально-оценочной - занимающейся разработкой критериев и оценкой состоявшихся преобразований;
Являясь отраслью педагогической науки, обогащая ее общую теорию, методика обучения истории непосредственно опирается на эту теорию; таким образом, достигается единство теоретической основы и практической деятельности в обучении истории. [5, с.163]
2.Связь методики с психолого-педагогическими и специальными дисциплинами
Методика тесно связана с психолого-педагогическими и смежными дисциплинами. С психолого-педагогическими науками методика опирается на их достижения для выстраивания продуктивного процесса обучения. Некоторые примеры такой связи:
1. Психология. Методика использует психологические концепции формирования навыков и умений, уточняет их на материале собственного предмета и обогащает общепсихологическую теорию такими категориями, как речевой навык или речевое умение.
2. Дидактика. Многие дидактические понятия (цели обучения, воспитывающее обучение, межпредметные связи и другие) используются в методике применительно к предмету преподавания.
Со смежными дисциплинами методика также имеет тесную связь. Например, на стыке с философией методика определяет свои исходные, методологические позиции, цели и принципы обучения.
За счёт постепенного перехода от педагогической помощи к оказанию педагогической поддержки, а позднее и к педагогическому продвижению, будет предполагаться изменение акцента с методов и приемов работы учителей к способам учебной деятельности самого ученика. В качестве методик и приемов, которые симулируют развитие познавательного потенциала учеников, выступают:
1. Оказание педагогической помощи в виде поощрения или порицания, технологии педагогического образования, а также в качестве применения игр и игровых форм организации учебной деятельности,
2. Оказание педагогической поддержки, представленной в качестве аргументированного выбора учебного содержания, тематики, источников, а также способов ее исполнения, форм отчетности, рабочего режима, определения рационального способа реализации заданий,