Фрагмент для ознакомления
2
Д.С. Лихачев был не просто исследователем древнерусской литературы, но и глубоким знатоком истории, теоретиком искусства, просветителем и ак-тивным гражданином, неустанно ратовавшим за развитие и охрану культур-ного достояния России. Прежде всего, он – выдающийся культуролог, со-здавший уникальную теорию культуры, отличающуюся самобытностью и оригинальностью, органично вписывающуюся в современные дискуссии о содержании культурологического знания.
Формируя собственное видение российской культурологии, Д.С. Лиха-чев опирался на мировой научный опыт. При этом развитие культурологии у него тесно переплеталось с особенностями исторического пути России. В от-личие от многих, Д.С. Лихачев не акцентировал внимание на междисципли-нарности культурологии, на изучении областей знания, лежащих в её основе, предпочитая «прямые интуиции, связанные с феноменом культуры, с живым опытом ее осмысления».
Д.С. Лихачев рассматривал культурологию как универсальное гумани-тарное знание, охватывающее все аспекты человеческого бытия. Во всех сфе-рах его интересов, будь то анализ «Слова о полку Игореве», творчество Пуш-кина, древнерусская архитектура, Достоевский, вопросы сохранения наследия или феномен Петербурга, он стремился выйти за рамки узкой специализации, обращаясь к широкому социально-историческому контексту, к многогранно-му культурному пространству. Иными словами, изучаемый предмет органич-но вписывался им в общую картину культуры.
Саму культуру Д.С. Лихачев не понимал как абстрактное «обобщение», как простую сумму фактов, данных и имен. Он видел в ней целостность, суть человеческого существования в мире, многообразие проявлений этого суще-ствования, духовную среду человека: «Мне представляется чрезвычайно важ-ным, – отмечал Д.С. Лихачев, – рассматривать культуру как некое органиче-ское, целостное явление» .
Следует отметить характерный для Лихачева концептуальный подход к пониманию сущности и роли культуры в жизни человека и общества. Его ба-зовые взгляды на культуру во многом совпадают с классическими, общепри-нятыми в этой области знания. В его понимании культура – это человеческая форма жизни, то, что выделяет человека из природы и отличает его от других живых существ, человеческое пространство и духовный способ существова-ния в мире.
По справедливому замечанию академика А.А. Гусейнова, в культуроло-гической концепции Дмитрия Сергеевича особое значение имеют два тезиса: культура исторична и культура целостна .
Культура способствует единению людей, определяет их ориентиры и формирует самобытность.
В концепции Лихачева культура предстает как пространство, обладаю-щее глубиной и объемом, как духовный континуум, выявляющий, развиваю-щий и сохраняющий ценности человеческого бытия. Этот принцип, пожалуй, является ключевым в теории культуры Д.С. Лихачева.
Культура, в её широчайшем понимании, предстает перед нами не про-сто как совокупность материальных и духовных достижений человечества, но как живая, дышащая среда, формирующая личность и определяющая вектор развития общества. Это сложное и многогранное явление, пронизывающее все сферы человеческого бытия, является неисчерпаемым источником ценно-стей, смыслов и идентичности. Культура, подобно плодородной почве, питает ум и душу человека, позволяя ему раскрыть свой потенциал и найти своё ме-сто в мире.
Одной из ключевых характеристик культуры является её ценностный аспект. Ценности, заложенные в культуре, служат компасом, направляющим действия и поступки людей, определяющим их моральные ориентиры и идеа-лы. Эти ценности передаются из поколения в поколение через язык, тради-ции, искусство, литературу и другие формы культурного выражения. Они формируют коллективное сознание и создают ощущение общности, принад-лежности к определённой культурной группе. Ценности культуры определя-ют, что считается важным и значимым в жизни, что достойно уважения и подражания.
Духовная среда культуры – это та атмосфера, которая окружает челове-ка, воздействует на его чувства, мысли и воображение. Она формируется под влиянием искусства, религии, философии, науки и других форм духовной де-ятельности. Духовная среда культуры создает пространство для творчества, самовыражения и поиска истины. Она помогает человеку осмыслить своё ме-сто в мире, найти ответы на вечные вопросы о смысле жизни, добре и зле, красоте и гармонии. Духовная среда культуры способствует развитию лично-сти, её нравственному и эстетическому совершенствованию.
Д.С. Лихачев разработал собственный культурологический метод, ко-торый отличался глубоким проникновением в суть явлений культуры, внима-нием к деталям и контексту, а также стремлением к целостному видению.
Лихачев рассматривал культуру не как статичный набор артефактов, а как динамичный процесс, постоянно развивающийся и изменяющийся. Он подчеркивал важность исторического подхода к изучению культуры, считая, что только знание прошлого позволяет понять настоящее и предвидеть буду-щее. Лихачев утверждал, что культура – это не только то, что создано челове-ком, но и то, как он относится к окружающему миру, к другим людям, к са-мому себе.