Фрагмент для ознакомления
2
Нормотворчеством признается процедура создания норм (законов). Име-ется несколько разновидностей нормотворчества, выделяемые с учетом разно-видности законов, принимаемых в результате данной деятельности:
1) принятие закона РФ;
2) принятие федерального конституционного закона;
3) принятие федерального закона;
4) принятие закона субъекта РФ.
Отличительная особенность нормотворчества заключается в процедуре, подразделяемой на некоторые стадии.
Нормотворчество на подзаконной основе подлежит осуществлению Пре-зидентом РФ, Правительством РФ, а также исполнительными органами власти. На уровне субъектов РФ также подлежит осуществлению подзаконное нормот-ворчество. Подзаконное нормотворчество не обладает стадиями, но может иметь согласовательные процедуры. Каждый орган самостоятельно устанавливает процедуру подготовки, согласования, исследования проектов актов, их приня-тия и последующего подписания.
Президент РФ на основании Конституции РФ и законов издает указы, притом они могут быть как нормативными, так и ненормативными, то есть опе-ративными, индивидуальными. Правительство уполномочено решать вопросы управления государством, которые относятся к ведению РФ. Правительство по вопросам собственных полномочий издает постановления.
Государственные комитеты, министерства и ведомства, являясь цен-тральными органами управления государства, руководят порученными им обла-стями управления. Их компетенция в сфере издания нормативных актов уста-навливается законодательством, актами Правительства РФ и Президента РФ. Министерства в качестве органов единоличного руководства издают инструк-ции и приказы, а государственные комитеты в качестве органов на коллегиаль-ной основе – постановления. Нормативным характером обладают, обычно, по-становления и инструкции.
В рамках собственной компетенции издают акты нормативного характера законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ. Основы правотворчества органов местного самоуправления находятся в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» .
Более точное и детальное регулирование данной разновидности нормот-ворчества подлежит осуществлению законодательством субъектов РФ о мест-ном самоуправлении, а также уставами органов местного самоуправления.
Издавая акты нормативного характера, органы местного самоуправления призваны обеспечивать независимое решение гражданами всех местных вопро-сов через избираемые ими органы либо непосредственным образом, с учетом интересов населения, на основании закрепленных финансовых и материальных ресурсов за органами местного самоуправления.
Непосредственное нормотворчество граждан подлежит осуществлению путем проведения референдума. Данная процедура регламентируется ФКЗ «О референдуме РФ» , законами субъектов РФ о референдуме. На уровне местного самоуправления непосредственным нормотворчеством народа признается при-нятие решений собраний либо сходов граждан, а также местные референдумы.
Прямое нормотворчество граждан определяется некоторыми особенно-стями:
1)оно осуществляется по инициативе некоторой категории граждан;
2)в референдуме принимают участие избиратели, чья воля признается правообразующим источником решений;
3) результаты референдума не подлежат определенному утверждению и имеют высшую правовую силу;
4) подготовка и проведение референдума подлежат возложению на органы государства, избирательные комиссии либо комиссии референдума, чей ком-плекс прав и обязанностей подчиняется достижению основной цели – обеспече-нию полного и независимого волеизъявления народа.
На общенародное голосование может быть поставлен текст проекта зако-на, по которому гражданам предлагается высказать собственное мнение.
Нормотворчество на договорной основе – это деятельность органов госу-дарства, связанная с заключением публично-правовых соглашений. Отличи-тельной особенностью данной разновидности является согласование интересов сторон и добровольность.
В качестве примера может выступать Федеративный договор, признаю-щийся нормативной основой для формирования РФ на новой основе. Он содер-жит положения о распределении компенсации между государственными обра-зованиями РФ, о предметах исключительного ведения РФ и субъектов РФ, а также их взаимного ведения. Практикуется заключение договоров и по полити-ческим, экономическим и другим вопросам между РФ и некоторыми ее члена-ми, между субъектами РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосо-вания 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) О референдуме Российской Федерации // Российская газета, N 137-д, 30.06.2004
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) Об об-щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)// Российская газета, N 202, 08.10.2003
4. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Со-брание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 801
5. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание зако-нодательства РФ, 18.02.2002, N 7, ст. 635
Научная и учебная литература:
6. Андреева Л. К. Нормотворчество: актуальные вопросы применения ме-ханизмов юридической техники // Журнал «Annali d’Italia». - 2021. - № 18-2. - С. 25-27.
7. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 497 с.
8. Иванов А.А. Нормотворчество и правотворчество: сравнительно-правовой анализ // Журнал «Наука XXI века: актуальные направления разви-тия». - 2021. - № 1-2. - С. 298-301.
9. Косых А.А. Нормотворчество и нормотворческий процесс: понятие, признаки, принципы // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС. Сборник научных статей. - 2021. - С. 416-419.
10. Ларина Е.А. Связь теории и практики применительно к нормотворче-скому процессу // Современные вопросы государства, права, юридического об-разования. Cборник научных статей. - 2022. - С. 31-37.
11. Межеккей А.В. Понятие нормотворчества // Журнал «Аграрное и зе-мельное право». - 2022. - № 12 (216). - С. 16-18.
12. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 341 с.
13. Протасов В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум / В. Н. Протасов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 368 с.
14. Теория государства и права: учебник/ А.Г. Бережнов [и др.].— М.: Зерцало-М, 2021.— 720 c.