Фрагмент для ознакомления
2
1 Общество как философская проблема
Общество (социум) - это та структура, созданная человеком, в которой человек проживает свою сознательную жизнь. Философия занимается в своем направлении изучением общества посредством онтологического учения о подлинном бытии. Однако онтология включает в себя множественность вопросов, отнесенных к бытию человека и общества. Онтология использует ряд направлений, относящихся к другим разделам философского знания, например, от гносеологии она использует учение о бытии знания, аксиология предоставляет учение о бытии ценностей, антропология разработала учение о бытии человека. Если рассматривать философию через призму бытия, то она становится идентичной онтологии. Если делать акцент на источник получения познания бытия, то философия становится аналогом гносеологии.
Переход на ценности смысла жизни человека как отдельного субъекта и его принадлежность к определенному социуму рассматривается философией посредством знаний, разработанных в онтологии, гносеологии, праксиологии и философской антропологии. Рассматривать данную парадигму с позиции «все - в человеке и все- для человека», то в этом смысле философия близка к антропологии. Подобные рассуждения выходят за рамки обыкновенной игры философского воображения. Трудность рассмотрения основных философских категорий заключаются в том, что они взаимопересекаются и дополняют друг друга, тем самым образуют единое целое по базовым философским проблемам. Рассмотрение любой философской проблемы можно начать с любого этапа сформировавшейся теории или философского направления. Это создает условие, при котором данная проблема рассматривается на более высоком теоретическом уровне .
Методологический подход при решении определенной проблемы, который использует определенная философская школа или философ сложен и многополярен. Например, античные философы рассматривали проблему человека и общества во взаимосвязи с учением о Космосе и о месте в нем человека. Философы Нового времени, по мере углубления воззрений гносеологии, в философской теории общественной жизни рассматривали вопрос о том, как мы знаем социальную реальность, это послужило появление науки в качестве отдельной под названием социология. В это же время от философии отпочковывается наука культурология, имеющая свой познавательный аспект. В последствии от философии отделилось ряд наук, таких как экономика, политология, ряд правовых и общественных наук, имеющих в настоящий период времени особое значении в жизни общества и развития государственных органов власти.
Среди перечисленных новых наук особое место занимает проблема человека, относящаяся к антропологическим вопросам. В античное время эта проблема была теоретически связана с вопросом по устройству Космоса и систематизации мироздания.
Эпоха Нового времени по-иному ставит вопрос познания человека с позиции мирового бытия и сущностного подчинения ему. Кроме того, философия Нового времени иначе разработала проблему человека в решении наиболее значимых проблем, возникших в философских школах и направлениях. Актуальность проблемы человека, прежде всего связана со сложностью и многоаспектностью философского мировоззрения, с другой стороны нерешенность проблемы человеческого бытия. На наш взгляд, именно в этот период времени философы первыми осознали ту глубину социальных противоречий и антропологических катастроф, которые проявились в начале XX века в странах Европы.
Если провести анализ предыдущих исторических эпох, то можно определить своеобразную логическую направленность проблем, порожденных жизненными обстоятельствами. Среди этих проблем, наиболее значимым являются вопрос об устройстве внешнего мира с уяснением жизненно-практических обстоятельств связанных с развитием общества. Эта проблема своими истоками «уходит» в детство человека, ведь индивидуальность ребенка начинается с постижения сущности вещей и предметов, окружающих ребенка в их взаимосвязи.
С возрастом человека расширяется его мировоззрение, посредством сознания отражающее формы личностного индивидуального и коллективного опыта. Это означает, что окружающий мир видится человеку таким, каким отражаются наши знания о нем и как он предстает в границах наших ценностей и практической деятельности человека. В этом контексте наши рассуждения могут развиваться по двум направлениям.
Первое направление относится к «совокупности общественных отношений» разработанных К. Марсом и Ф. Энгельсом через призму социальной природы человека. Второе направление в рассмотрении сущности человека полагает то, что человеческая сущность не является атрибутом внешнего состояния конкретного человека как личности. Человек как природное существо отражает в себе не только факторы воздействия внешней среды, но и мировоззренческую позицию, связанную с определённой самобытностью конкретного человека.
Таким образом, подобный синтез может быть чем-то преопределенным, содержащим признаки чего-то более значимого в личностном мировоззренческом аспекте. Тем самым, первая точка зрения получила название социоцентризма, вторая персоноцентризма.
Персоноцентризм, как философское течение был развит экзистенциализмом, опирающимся на уникальность и всеобщность понятий истинности бытия человека носящим иррационалистический характер. На протяжении многих столетий по объединению различных философских и конкретно-научных представлений о сущности человеческого бытия не приводило к положительному результату. В современной философии попытка подобного объединения обрела свои конкретные очертания в философской