Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование всесторонне развитой личности - главная задача в работе школы. Учитель находится в беспрерывном поиске новых методов интенсификации обучения и ищет способы повышения его качества. В настоящее время общеобразовательная школа ищет более действенные методы обучения и воспитания.
Учителю начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке младших школьников к усвоению русского языка. Ученики должны как можно раньше приобщиться к языковой культуре, чтобы прочнее и успешнее усвоить весь объем знаний, умений и навыков, которые необходимы для умелого использования родного языка.
Конечным результатом обучения русскому языку является формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно излагать свои мысли устно и грамотно передавать их в письменной форме.
Уже в самом начале обучения, при составлении учащимися предложений и их записи перед учителем встает необходимость познакомить детей с раздельным написанием предлогов.
Полноценное усвоение знаний предполагает формирование таких познавательный действий, которые составляют специфические приемы, характерные для той или иной области знаний. При этом мыслительная деятельность совершается при помощи операций сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
Учебные пособия по русскому языку, сборники зачетных и проверочных работ предполагают ряд основных типов упражнений, нацеленных на усвоение морфемного состава (непосредственно приставки) и предлога.
1.Методика изучения правописания приставок и предлогов в начальных классах
Согласно Е.С. Антоновой «Орфография - это раздел науки русистики, в котором зафиксирована совокупность правил, устанавливающих единообразие способов передачи речи на письме». Как указывает М.Т. Баранов, основной целью обучения орфографии является формирование орфографической грамотности обучающихся, которая подразумевает умение писать в соответствии с принятыми правилами правописания.
В современной методике орфографии центральным понятием является орфограмма, под которой понимается место, где существует возможность допустить ошибку. В учебнике Т.И. Зиновьевой даются такие определения орфограммы:
1. Орфограмма - это такое написание слов, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определенному правилу.
2. Орфограмма: воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологического явления в том или ином языке; написание, соответствующее правилам орфографии.
Способность в процессе письма моментально заметить орфограмму называют орфографической зоркостью. Она является залогом высокой грамотности, а также необходимым условием орфографического самоконтроля. Орфографическая зоркость является составляющей орфографического навыка, ее формирование начинается в первом классе в период обучения грамоте.
В учебном пособии Л.Д. Мали указано, что «Орфографический навык - это навык правильного письма, предусматривающий соблюдение при письме норм русского правописания, орфографии». Согласно Т.Г. Рамзаевой «Орфографический навык - это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как: навык письма (автоматизированное начертание букв), умение анализировать слово с фонетической стороны (целенаправленный звукобуквенный и слоговой анализ), умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило и некоторые другие умения».
В истории методики обучения детей орфографии существует несколько вариантов формирования орфографического навыка. К.Д. Ушинский и его последователи считали, что навык формируется в процессе сознательных действий, то есть правильное написании слов происходит благодаря наличию грамматических знаний. Другие исследователи утверждали, что выработка орфографического навыка - это механический процесс, который предполагает запоминание зрительных образов слов. В настоящее время всеми признается, что орфографический навык - это автоматизированное действие, в основе которого лежат грамматические знания. Формирование навыков грамотного письма основывается на усвоении обучающимися грамматической теории и орфографических правил.
Формирование орфографического навыка происходит в процессе выполнений орфографических действий по алгоритму:
нахождение орфограммы;
определение ее вида, то есть соотнесение с каким-либо правилом;
применение правила;
осуществление самоконтроля.
Орфографический навык, как указывали выше, является автоматизированным компонентом сознательной речевой деятельности, а автоматизированность достигается длительными упражнениями.
Т.Г. Рамзаева выделяет следующие группы орфографических упражнений: грамматико-орфографический разбор, списывание, диктанты, лексико-орфографические упражнения, изложения.
Грамотность учащихся определяется наличием у них навыков зоркости. Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Академия, 2014. - 464 с.
2. Афанасьева П.В., Миронова Э.Л. Реализация идей Н.Н. Алгазиной в условиях информатизации обучения русскому языку в школе// Начальная школа. - № 2. - 2013 - С.44-45.
3. Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой: пособие для учащихся. / Н.Н. Алгазина, И.Ю. Гац, В.А. Маслова и др.; Под ред. Н.Н. Алгазиной. М.: Просвещение, 1998. – 200 с.
4. Зиновьева, Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова; под ред. Т.И. Зиновьевой. - М.: Академия, 2007. - 304 с.
5. Ларина И. Б., Ларских З. П. Обучение грамматико-орфографическим темам в начальной школе с компьютерной поддержкой (4 класс): учебно-методическое пособие. М.: МГОУ; Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. -76 с.
6. Ларина И.Б, Ларских З.П. Динамические электронные таблицы - средство ознакомления учащихся с порядком грамматико-орфографического разбора // Начальная школа. - № 2. - 2013 - С.21-25.
7. Мали, Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие / Л.Д. Мали. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - 220 с.
8. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших учебных заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. - М.: Академия, 2000. - 368 с.
9. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / В.С. Кукушин [и др.]. - Ростов на Дону: Март, 2002. - 320 с.
10. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 2121 «Педагогика и методика начального обучения». - М.: Просвещение, 1979. - 431 с.
11. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и методике бучения: учебное пособие / А.В. Хуторской. - Санкт-Петербург: Питер,2004. - 541 с.
12. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебное пособие / А.В. Хуторской. - М.: Высшая школа, 2007. - 639 с.