Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Художественная гимнастика является одним из самых зрелищных и изящных видов спорта, суть которого заключена в исполнении гимнастических и танцевальных упражнений. Выполнение упражнений может проходить как с использованием специальных предметов (мяч, скакалка, булавы, лента, обруч), так и без них. Олимпийский комитет официально включил художественную гимнастику в олимпийские виды спорта.
Данный вид спорта является достаточно молодым, появилась она благодаря мэтрам Мариинского театра. В 1913 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта открылась Высшая школа художественного движения. Все педагоги данной школы до прихода в неё имели свой уникальный опыт преподавания эстетической гимнастики, ритмической гимнастики, танцевальной гимнастики или свободного танца. Посредством объединения этих стилей сформировались предпосылки для появления художественной гимнастики.
В 1941 году был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. Позднее весь советский спорт и художественную гимнастику ждал застой в развитии в связи с Великой Отечественной Войной. Но уже в 1945 году была сформирована первая секция художественной гимнастики, которая позднее была преобразована в федерацию СССР. Последующее развитие художественной гимнастики протекало неимоверно быстро, постепенно захватывая всё больше и больше участниц.
В 1948 году был проведен первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. С 1949 года эти чемпионаты начали приобретать ежегодный характер. Позже, в 1965 году появился Кубок СССР, а буквально через год, в 1966 году, сформировались всесоюзные детские соревнования.
После того, как гимнастки стали выезжать с выступлениями за пределы СССР, художественная гимнастика получила признание Международной федерации гимнастики и официально стала считаться видом спорта.
В 1960 году в Софии была проведена первая официальная встреча: Болгария - СССР - Чехословакия, а спустя всего 3 года в Будапеште были проведены первые международные соревнования, получившие статус официальных, которые были названы Кубком Европы.
В 1967 в области мировой художественной гимнастики появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В том же году в Копенгагене был проведен первый чемпионат мира по групповым упражнениям.
1980 год стал для художественной гимнастики очень важным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. С 1984 года стартовала Олимпийская история художественной гимнастики.
Художественная гимнастика – это не только ловкость, сила и выносливость. Благодаря унаследованной от балета связи с музыкой и хореографией, она позволяет требовать от спортсменок чувства ритма и музыкальности, способствует выработке тонкой координации и выразительности движений, так же способствуя эстетическому воспитанию гимнасток.
Она собрала в себе ранее существовавшие «эстетическую гимнастику», где определяющей особенностью была выразительность человеческого тела, «ритмическую гимнастику», где все было подчинено темпу и ритму музыкального или звукового сопровождения, «женскую гимнастику», где доминирующей чертой являлась, так называемая, танцевальность движений.
Художественная гимнастика является весьма популярной в настоящее время в России. Универсальность ее средств (танцевальные шаги, прыжки, повороты, равновесия, волны, наклоны, музыка, предметы и др.) позволяет решить самые разнообразные задачи физического, эстетического, эмоционального и духовного воспитания обучающихся. Помимо этого, разнообразие средств может позволить максимально оптимально и сбалансировано развить высокий уровень координации, гибкости, равновесия, прыгучести спортсменок, которые стремятся продемонстрировать выдающиеся технические результаты. Все эти факторы способствует развитию и популяризации художественной гимнастики в качестве вида спорта по всему миру. Об этом свидетельствует большое количество стран, входящих в FIG и культивирующих художественную гимнастику.
Методика подготовки спортсменок в художественной гимнастике стремительно распространяется по всему миру посредством активной работы опытных тренеров из тех стран, которые традиционно являются гимнастическими – Россия, Болгария, Беларусь, Украина и др. В результате повышается количество обучающихся в странах, в которых гимнастика ранее не была так популярна. Высочайшие технические достижения демонстрируют спортсменки тех стран, внедрившие передовую технологию подготовки – Италия, Азербайджан, Япония, Израиль, Испания и др.
Художественной гимнастикой занимаются лица различных возрастных групп. Некоторые элементы и средства гимнастики быстро попали в программы дошкольных и школьных образовательных учреждений. Невероятная популярность художественной гимнастики отмечена среди студентов ВУЗов, регулярно проходят Всероссийские студенческие соревнования.
Широкое развитие получила «клубная» художественная гимнастика. Важно отметить, что большое количество гимнасток-чемпионок, которые завершили свою спортивную карьеру, работают преподавателями и тренерами в различных образовательных учреждениях и клубах (Юлия Барсукова, Ольга Капранова, Дарья Кондакова и др.). Алина Кабаева ежегодно проводит детские фестивали, в которых принимает участие гигантское количество юных спортсменок из различных регионов России.
Всё это способствует популяризации и дальнейшему процветанию уникального женского вида спорта.
Целью работы является изучение истории развития художественной гимнастики в СССР.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
определить основы развития художественной гимнастики;
изучить развитие этого вида спота в СССР
Истоки создания художественной гимнастики
Художественная гимнастика как вид спорта в своём становлении и развитии прошла длинный путь, собрав вместе все самое лучшие аспекты спорта и искусства.
Всем известно, что люди начали танцевать ещё в глубокой древности. Танец является способом выражения эмоций и чувств, который существует на протяжении всей человеческой истории. Это связывают с многогранностью танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивного, эстетического и художественного развития и образования человека. В разные времена танец приобретал весьма специфический для каждого из времен характер. Танец изменялся и обретал всё новые и новые направления. Позже стали образовываться танцевальные студии и студии театрального искусства.
В конце XIX – начале XX века широкую популярность приобрели студии выразительной гимнастики Франсуа Дельсарта, ритмической гимнастики Эмиля Жак-Далькроза, танцевальной гимнастики Жоржа Демени и свободного танца Айседоры Дункан. Их творческое наследие получило признание во всём мире и стало основой развития принципиально нового направления художественного движения, явившееся истоком зарождающегося спорта для женщин.
Франсуа Дельсарт (11 ноября 1811-20 июля 1871, Париж), будучи французским певцом, вокальным педагогом и теоретиком сценического искусства, сформировал систему выразительной гимнастики для актёров и танцовщиков. Посредством наблюдений за движениями взрослых и детей, выражающих свои эмоции мимикой и жестами, а также во время изучения греческого искусства, он систематизировал жесты по их значению, смыслу и эмоциональной окраске. Дельсарт сформировал таблицы и провел классификацию всех жестов, отражающих то или иное выразительное движение и настроение чуть ли не с математической точностью. Так, к примеру, только для рук было выделено 243 разновидности движений.
Дельсарт видел основу движения в его естественной природе, стремился сочетать гимнастические упражнения с музыкой. Он создал упражнения, соблюдая последующие принципы:
• слитное включение многих суставов в действие;
• связь между эмоциональным состоянием человека и телодвижениями;
• противопоставленные движения рук и ног при движениях (различные характеры ходьбы, бега).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Артамонова И.Е. Организация и проведение соревнований по художественной гимнастике: учеб.-метод. пособие для студентов вузов физ. культуры/И. Е. Артамонова. - Малаховка: [б. и.], 2011.-56 с.
2. Бобырева Н.Н. Терминология художественной гимнастики: структурно-семантическое сопоставление в русском и английском языках [Электронный ресурс]: монография/Н. Н.Бобырева; Чайковский гос. ин-т физ. культуры. - Электрон. дан.-Казань: Изд-во Казан. ун-та,2013.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Вера: кн.-альбом/сост.: А. Мулик, М. Понетаева, Е. Бреусов. - Омск: Золотой тираж, 2013.-140 с.
3. Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике: автореф. дис. д-ра пед. наук/И. А. Винер-Усманова. - СПб., 2013.-47 с.
4. Власова О.П. Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: автореф. дис. канд. пед. наук/О. П. Власова. - Омск,2011.-23 с.
5. Власова О.П. Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: дис. канд. пед. наук/О. П. Власова. - Омск,2011.-161 с.
6. Котова Е.А. Ведущие показатели компонентов спортивной формы у высоквалифицированных спортсменок-студенток, занимающихся художественной гимнастикой: автореф. дис. канд. пед. наук/Е. А. Котова. - М.,2013.-24 с.
7. Овчинникова Е.И. Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе:автореф. дис. канд. пед. наук/Е. И. Овчинникова. - Улан-Удэ, 2010. - 20 с.
8. Открытые Всероссийские соревнования по художественной гимнастике: XХVI мемориал Галины Горенковой/Всерос. Федерация худож. гимнастики.- Омск: [б. и.],2011.-12 с.
9. Пшеничникова Г.Н. Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: учеб. пособие для студентов вузов по направлению 034300.62 "Физ. культура" при прохождении дисциплины "Теория и методика избр. вида физ.-спорт. деятельности"/Г. Н. Пшеничникова, О. П. Власова; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2013.-187 с.
10. Спорт России: справочник/М-во спорта Рос. Федерации [и др.].-М.: Национ. спорт. корпорация,2013.-456 с.
11. Спорт: энциклопедия/авт. Е. Я. Гик.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.-303 Супрун А.А. Технологический подход к процессу профилирующей подготовки в художественной гимнастике на основе учета индивидуальных особенностей: автореф. дис. канд. пед. наук/А. А. Супрун. - СПб., 2013. - 24 с.
Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике: учеб. пособие для студентов вузов по направлению подгот. 034300.68 - Физ. культура/под общ. ред.: Л. А. Карпенко, О. Г. Румба. - М.: Сов. спорт, 2014.-264 с.
12. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования: учеб. пособие для образоват. учреждений ВПО по направлению 034300(62) - "Физ. культура"/авт. И. А. Винер-Усманова [и др.]; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта.- М.: Человек,2014.-120 с.
13. Федоренко А.Б. Мотивационные факторы включения высоко-квалифицированных гимнасток в занятия эстетической гимнастикой: автореф. дис. канд. психол. наук/А. Б. Федоренко. - Краснодар,2010.-23 с.
14. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития: учеб. пособие для образоват. программы по направлению 49.04.01 - "физ. культура"/авт. И. А. Винер-Усманова [и др.]; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.-М. : Человек,2014.-200 с.