Фрагмент для ознакомления
2
Сформулируем ключевые требования для психологического опросника, обеспечивающие валидность, надежность и достоверность получаемых данных. Данные принципы выведены на основе работ классиков психологической методологии, таких как А. Анастази, С. Урбина, Ф. Гоу, Л. Кронбах, В. Ядов, Г. Оллпорт, а также современных исследователей в области психодиагностики и социологии.
Требования к формулированию вопросов психологического опросника:
1. Четкость и однозначность формулировок
- Вопрос должен быть понятен респонденту без дополнительных пояснений.
- Избегать двусмысленных, расплывчатых или слишком абстрактных формулировок (Анастази, Урбина).
2. Нейтральность и отсутствие наводящих вопросов
- Вопросы не должны подталкивать респондента к определенному ответу (эффект внушения).
- Избегать эмоционально окрашенных или оценочных слов (Гоу, Ядов).
3. Соответствие уровню компетентности респондента
- Учитывать возраст, образование и культурный контекст аудитории.
- Избегать узкоспециальных терминов, если опросник не предназначен для профессионалов (Оллпорт).
4. Лаконичность и простота конструкции
- Вопросы должны быть краткими, без сложных синтаксических конструкций.
- Избегать двойных вопросов (когда в одном вопросе содержится несколько смысловых частей) (Кронбах).
5. Учет возможных эффектов порядка и контекста
- Начинать с простых и нейтральных вопросов, постепенно переходя к сложным и личным.
- Контролировать влияние предыдущих вопросов на последующие (эффект последовательности) (Ядов).
6. Баланс открытых и закрытых вопросов
- Закрытые вопросы (с вариантами ответов) обеспечивают стандартизацию, но ограничивают глубину ответов.
- Открытые вопросы дают больше информации, но сложнее в обработке (Анастази).
7. Проверка на социальную желательность
- Избегать вопросов, провоцирующих социально одобряемые, а не искренние ответы.
- Использовать косвенные формулировки или шкалы лживости (Гоу).
8. Логическая структура и последовательность
- Группировать вопросы по тематическим блокам.
- Избегать резких тематических переходов, чтобы не дезориентировать респондента (Урбина).
9. Пилотажная проверка (апробация)
- Перед массовым использованием опросник должен быть проверен на небольшой выборке для выявления неясных формулировок и технических ошибок (Кронбах).
Соблюдение этих требований повышает качество опросника и снижает риск получения недостоверных данных. Влияние перечисленных авторов прослеживается в современных стандартах психометрики и методиках разработки опросных инструментов.
В данной работе мы видим потенциал исследования при помощи опросных методов такого явления, как интернет-аддикция.
В последние десятилетия интернет-аддикция стала предметом активных исследований в психологии и психиатрии. Этот феномен рассматривается как поведенческая зависимость, характеризующаяся чрезмерной, компульсивной вовлеченностью в онлайн-активности, что приводит к негативным последствиям в различных сферах жизни – социальной, профессиональной, эмоциональной и физиологической.
Современные исследователи, такие как К. Янг, М. Гриффитс и Н. А. Шапкин, выделяют следующие основные признаки интернет-аддикции:
1. Компульсивность – неспособность контролировать время, проведенное в сети, несмотря на осознание негативных последствий.
2. Синдром отмены – тревожность, раздражительность или депрессия при невозможности выйти в интернет.
3. Толерантность – потребность в увеличении времени онлайн для достижения прежнего уровня удовлетворения.
4. Пренебрежение реальной жизнью – ухудшение социальных связей, снижение академической или профессиональной продуктивности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 363 с.
2. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. - М.: Акрополь, 2019. - 439 с.
3. Гриффитс М. Поведенческие зависимости. - СПб.: Питер, 2020. - 288 с.
4. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2017. - 190 с.
5. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. - М.: Институт консультирования, 2019. - 256 с.
6. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение. - М.: Генезис, 2020. - 320 с.
7. Солдатова Г.У. Цифровая социализация. - М.: Смысл, 2021. - 415 с.
8. Шапкин Н.А. Психология компьютерных игр. - М.: Когито-Центр, 2018. - 272 с.
9. Янг К. Интернет-зависимость. - М.: Эксмо, 2019. - 224 с.