Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Формулирование проблемы исследования происходит на основании противоречия. Для того, чтобы проблема была сформулирована должным образом, необходимо понимать, что именно изучается наукой, так как проблема, равно как и противоречие, касается обязательно данного вопроса. По этой причине, необходимо мыслить проблему в качестве вопроса, который обращен к науке и к определенной области познания.
Проблема исследования имеет непосредственное отношение к таким понятиям, как актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования, а также её научная новизна. Проблема исследования, в действительности, это то, что отделяет от результата, является камнем преткновения на пути к достижению цели работы.
Цель исследования. Рассмотреть понятие, виды и функции научной проблемы.
Задачи исследования:
Описать суть научной проблемы;
Указать варианты постановки проблемы;
Обозначить виды научной проблемы;
Рассмотреть функции научной проблемы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.Суть научной проблемы
Прогресс в науке выражается в том, что в процессе различных исследований удается решать проблемы, позволяющие ученым выявить еще не исследованные закономерности, что в последствии приводит к построению новых теорий, которые объясняют место в системе научных знаний фактов, которые ранее не были должным образом объяснены.
Можно согласиться с точкой зрения Карла Поппера, который указывал на то, что наиболее серьезный вклад в рост научного знания, который способна обеспечить теория вносит именно решение новых, порождаемых ею проблем. Именно по этой причине наука и рост научного знания воспринимается как что-то, что всегда начинается с проблем и всегда кончается проблемами, что приводит к их дальнейшему развитию .
В данном случае хотелось бы понять, что такое проблема и как она отличается, например, от научного вопроса.
Впервые необходимость определения научной проблемы была обозначена И. Ньютоном, который утверждал, что только в том случае, если ученый задает верный вопрос природе, он может получить верный ответ. Этой точки зрения придерживаются и современные исследователи. Также, как указывает профессор Ю. К. Бабанский «проблема» представляет собой характеристику проблемной, т.е. противоречивой ситуации, сущность которой заключается в том, что теория о предмете общественной практики не соответствует данной практике и именно это видит исследователь в процессе своего анализа. Также хотелось рассмотреть точку зрения В. Н. Дружинина, который в своей книге «Экспериментальная психология» указывает на то, что проблема представляет собой риторический вопрос, который исследователь задает природе, но ответ на него ему приходится получать самостоятельно.
Существует также определение понятие «проблемы» в философии, которая звучит следующим образом: «Проблема» – объективно возникающий в процессе развития познания вопрос или комплекс вопросов, которые могут быть решены благодаря существенному практическому или теоретическому вопросу .
Несмотря на то, что все указанные определения звучат по-разному, тем не менее, можно выделить общий смысл, который они несут в данном случае: проблема представляет собой вопрос, ответа на который нет в накопленном знании. В данном случае речь идет о признаке, который отличает понятие «научный вопрос» от понятия «научная проблема».
Не может проблема также исчерпываться одним вопросом. Речь идет о целой системе, которая состоит из центрального вопроса и некоторого количества других, вспомогательных вопросов, получение ответов на которые требуются для того, чтобы дать ответ на основной вопрос.
В том случае, если проблема обозначена или представлена в виде идеи, концепции, то в данном случае это означает, что возможна разработка программы для ее решения, которая также предусматривает систему задач, решение которых будет способствовать построению научной теории, обосновывающей решение данной проблемы. Чтобы имеющаяся проблема могла выполнить свое назначение, требуется составить ее должным образом. Для этого специалист не должен быть профессионалом (находиться на передовых рубежах науки), и владеть информацией, которая позволяет ему представить, что именно уже известно человечеству в данной сфере науки, а что неизвестно. В том случае, если проблема поставлена правильно, появляется больше возможностей для ее успешного решения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Актуальные методологические проблемы научного познания. Выпуск 1. - М.: Издательство Южного федерального университета, 2009. - 196 c.
2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. 192 с.
3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж, 1996.
4. Голдстейн, М. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания / М. Голдстейн, И. Голдстейн. - М.: Знание, 1984. - 256 c.
5. Диалектика и логика научного познания: Современные проблемы материалистической диалектики. - М.: наука, 2015. - 430 c.
6. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб: Питер, 2000. 320 с.
7. Жариков Е. С. О действиях, составляющих постановку научной проблемы № 1. Философские науки. 1973. С.85-93.
8. Ильичев Л.Ф. Проблема // Федосеев П. Н., Ковалев С. М. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
9. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. 391 с.
10. Уиггинс А., Уинн Ч. Пять нерешенных проблем науки. М., 2005.
11. Философия и методология науки/ под ред. В.И. Купцова. М., 1996.