Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 273-ФЗ) предоставляет образовательным организациям право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, на основе которого образовательная организация осуществляет свою деятельность.
Анализ разнообразных локальных нормативных актов общеобразовательных организаций, размещенных в том числе на сайтах образовательных организаций, показывает, что из-за недостатка профессионализма в них нередко допускаются ошибки в содержании, некорректные формулировки, декларативные нормы, противоречие нормам законодательства об образовании, ссылки на устаревшие нормативные правовые акты и пр.
В связи с этим специалистами кафедры управления факультета менеджмента Ленинградского областного института развития образования с целью оказания заинтересованным лицам практической помощи при разработке локальных нормативных актов с учетом специфики деятельности общеобразовательных организаций подготовлен сборник модельных локальных нормативных актов.
Сборник состоит из пяти глав, в которых рассматриваются общие вопросы локального нормативного регулирования в общеобразовательных организациях и представлены модельные локальные нормативные акты, содержащие выделенные курсивом нормативные рекомендации, а также варианты возможных нормативных решений, пояснения и примеры.
При использовании модельных локальных нормативных актов необходима конкретизация и детализация.
1.Локальные акты и иные документы в области образования
На федеральном уровне не существует нормативного правового акта, определяющего структуру локального нормативного правового акта образовательной организации. Однако, как правило, большинство локальных нормативных актов соответствуют следующей структуре:
1. Общие положения. Может состоять из статей, содержание которых раскрывает цели принятия локального нормативного акта; нормативную правовую базу, которой образовательная организация руководствовалась при разработке локального нормативного акта; основные понятия, используемые в настоящем акте; срок действия локального нормативного акта.
2. Специальные положения. Может состоять из статей, содержание которых раскрывает нормативные предписания. При этом каждая статья может иметь части, пункты, подпункты и абзацы. Нумеруются части арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему локальные нормативные акты могут делиться на главы, которые могут нумероваться римскими цифрами и имеют заголовки. Если в локальном акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.
Локальный нормативный акт, в том числе с приложениями, должен иметь сквозную нумерацию страниц.
Особого внимания заслуживает процедура введения в действие локального нормативного акта, поскольку неразрывно связана с доведением его содержания до сведения адресатов. Как правило, ознакомление с локальным нормативным актом образовательной организации осуществляется под роспись лица-адресата, и многие контрольные органы при проведении документальных проверок запрашивают листы ознакомления (например, инспекция по труду и прокуратура).
Однако на практике сама процедура ознакомления вызывает определенные трудности. Например, в течение какого срока знакомить адресатов (работников, участников образовательных отношений и т. п.) и какими документами данные сроки должны быть определены?
Если брать за основу нормы трудового законодательства Российской Федерации, то с большинством локальных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения и отношения, вытекающие из трудовых, работник образовательной организации должен быть ознакомлен до подписания трудового договора «при приеме на работу».
Если обратиться к положениям Закона № 273-ФЗ, то образовательная организация должна обеспечить постоянный доступ, а значит, беспрепятственно знакомить участников образовательных отношений с локальными нормативными актами, регулирующими образовательный процесс, в том числе путем размещения соответствующих актов на официальном сайте образовательной организации, информационных стендах, «всеми доступными способами».
В теории права видами локальных нормативных актов признаются:
1. Приказы по основной деятельности издаются образовательной организацией при утверждении структуры и штатов; в целях утверждения и/или введения в действие различных организационно-правовых, плановых, отчетных, инструктивных, методических документов, а также регулируют порядок финансово-правовой, закупочной деятельности организации, ее материально-техническое обеспечение, информационное и документационное обеспечение деятельности, социальные вопросы и т. п. (например, Приказ о проведении инвентаризации).
Приказы по личному составу (по кадрам) регулируют прием, перемещения, увольнения работников, предоставление отпусков, вынесение взысканий и поощрения работников (например, Приказ о приеме на работу).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.
5. Козлова Н. Правовая природа учредительных документов юридического лица / Н. Козлова // Хозяйство и право. - 2009. - № 1. - С. 53-74.
6. Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н.В. Ласкина, Н.А. Новикова, Н.С. Лежнева, Н.Ю. Тимофеева, С.А. Слесарев, Ю.Н. Вахрушева // СПС «КонсультантПлюс».