Фрагмент для ознакомления
2
Тема (направление) профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период (или проблема/тема профессионального проекта):
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Цель профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период в соответствии с выбранной темой (направлением, проблемой): рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Задачи профессиональной деятельности (или профессионального проекта), обеспечивающие достижение цели:
• Выявление более эффективных форм работы и видов организованной и неорганизованной образовательной деятельности, необходимых для развития математических представлений у дошкольников;
• Обобщение педагогического опыта овладения методикой нетрадиционных технологий в работе с детьми на занятиях по ФЭМП.
1. Вклад аттестуемого в повышение качества проектирования и реализации образовательного процесса
1.1.Обоснование актуальности темы (направления) профессиональной деятельности (или проблемы профессионального проекта):
(Представить обоснование актуальности темы (направления)/ проблемы в соответствии поставленным целям и задачам и с учетом особенностей организации.)
Большую роль в умственном воспитании ребенка и формировании его интеллекта играет математическое развитие, которое представляет собой процесс целенаправленной и организованной передачи детям и усвоения ими знаний, приемов и способов умственной деятельности предусмотренных программными требованиями. Целью математического развития детей выступает «не столько накопление определенного объема математических знаний и формирование связанных с ними понятий, сколько интеллектуальное развитие ребенка, формирование специфических сенсорных, познавательных и умственных действий и умений, соответствующих компетенций и интегративных качеств личности (любознательности и целеустремленности, широты, гибкости и самостоятельности мышления, способности к абстрагированию и обобщению, знаково-символической функции сознания и др.) в процессе освоения образовательной программы сначала детского сада, а затем школы».
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Обучение дошкольников элементарным математическим основам отводится главное место. Дети активно осуществляют простейшие вычисления по наглядным основам, изучают счет, используют числа, преобразуют предметы различных форм и величин. Потребность в формировании первоначальных математических представлений у дошкольников вызвана в связи повышенного внимания к компьютеризации, с переходом на обучение в школе с шести лет, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
1.2. Ресурсное обеспечение профессиональной деятельности (или реализации профессионального проекта) в межаттестационный период:
(Представить и обосновать выбор методических и учебных пособий, учебников, материально-технического и информационного обеспечения, соответствие образовательных программ и ресурсного обеспечения требованиям федерального образовательного стандарта дошкольного образования и других актуальных федеральных и региональных документов, представить ссылки на сайты образовательной организации или тексты подтверждающих документов, в том числе электронных.)
Очень интересная методика Б.Б. Финкельштейна по использованию дидактических игр с блоками и логическими фигурами Дьенеша и цветными счетными палочками Кьюизенера. Все эти авторы используют технологии развития элементарных математических представлений у детей, реализующие воспитательную, развивающую направленность обучения и прежде всего активность обучающегося.
Все виды игр разделены на строительные, подвижные, настольно-печатные, словесные, сюжетные и театрализованные. Так, например, в строительных играх «Построим куклам домики», «Чья башня выше?», «Короткая и длинная дорожка», «Ворота для больших и маленьких» дети учатся сравнивать предметы по величине (высоте, длине, ширине, толщине), различать и называть геометрические фигуры (плоскостные и объемные). В подвижных играх «Найди свой домик», «Найди себе пару», «Красный – желтый-зеленый». «Далеко – близко», «Высоко – низко», «Куда дорожка приведёт?», «День – ночь» и других дети не только ориентируются в пространстве, но и знакомятся с множеством предметов, закрепляют знания о геометрических фигурах, учатся счету, знакомятся с частями суток.