Фрагмент для ознакомления
2
1. Проблемы становления и развития малого предпринимательства в РФ
Малым бизнесом чаще всего называют предприятия с незначительными объемами производства и с низкой численностью рабочих кадров. Законода-тельства разных стран устанавливают свои ограничения на ресурсы. Что же касается России, то ограничения по выручке составляют до 800 миллионов рублей и работать там должно до 100 человек .
Для сравнения, в Украине эти критерии составляют соответственно 10 млн евро и 50 человек.
Малый бизнес, как и любая форма предпринимательства, имеет свои до-стоинства и недостатки.
Что касается достоинств малого бизнеса, то одним из самых важных пунктов является относительно низкий размер стартового капитала. К пре-имуществам малого бизнеса можно отнести также такие, как быстрота приня-тия решений, гибкость структуры, мобильность и многое другое.
Кроме того, государство, как правило, поддерживает инициативу мало-го бизнеса и проводит различные программы стимулирования. Простота в управлении – немаловажный фактор, ибо именно из-за небольших размеров предприятия бизнесом легко и просто управлять. В малом бизнесе контроль над компанией чаще всего на сто процентов принадлежит его владельцу. Хо-зяин фирмы вправе принимать самостоятельно все стратегически важные решения и вносить какие-либо изменения в рабочий процесс.
Вести учет товаров, движение финансовых потоков, отчетность перед государством – все это не так сложно держать под контролем владельцу ма-лого предпринимательства. Говоря о быстром процессе приятия решений, стоит сказать, что к малому бизнесу это относится на сто процентов .
Благодаря гибкости структуры малые предприятия могут быстро реа-гировать на изменения рыночной ситуации, переориентировать свое произ-водство, изменить объемы и технику производства, внести необходимые корректировки. Малый бизнес более гибок, чем крупные компании с их бю-рократическими процедурами. Что касается государственной поддержки, то в развитых странах правительство всячески помогает и поощряет малый бизнес, поскольку он является фундаментом экономики.
Малый бизнес уменьшает уровень безработицы, пополняет бюджет налоговыми отчислениями, вносит вклад в развитие общественности. В раз-ных странах существуют различные программы стимулирования малого бизнеса – налоговые каникулы, гранты, льготное кредитование. Благодаря мобильности малые предпринимательства в любой форс-мажорный момент могут сменить свое месторасположение.
У малого предпринимательства есть и свои недостатки - ограниченность финансовых ресурсов, операционные издержки, угрозы во время кризиса, недоверие банков.
Ограниченность финансовых средств – один из основных. Низкий раз-мер капитала сдерживает расширение малых фирм. Также малому бизнесу подчас сложнее получить от государства лицензии, патенты и разрешения на определенные виды деятельности, чем крупным фирмам .
Еще одним недостатком малого бизнеса является угроза со стороны крупных фирм. Другая сторона медали малых фирм заключается в том, что солидные клиенты, скорее всего, предпочтут иметь дело с крупным постав-щиком товаров или услуг, чем с малым. Крупные торговые корпорации имеют раскрученный бренд, торговую марку, рекламу широкого спектра, что внушает больше доверия у клиента. Если малый бизнес производит то-вары, то его операционные издержки выше, чем у крупных компаний, ис-пользующих эффект от масштаба производства.
Во время кризиса малому предпринимательству значительно сложнее выжить, нежели крупному бизнесу. Последние могут добиться от государ-ства налоговых поблажек или каких-либо бонусов, в то время как малым фирмам получить это гораздо сложнее.
Во время экономических кризисов именно малый бизнес банкротится в первую очередь. К сожалению, малому бизнесу сложнее получить банков-ский кредит, чем крупным корпорациям. Малый бизнес может вызвать у банковского учреждения недоверие по поводу своей платежеспособности и/или стабильности.
Таким образом, малый бизнес имеет как преимущества, так и недостат-ки. Малый бизнес идеально подходит для начинающих предпринимателей с небольшим стартовым капиталом.
В экономике страны роль малых и средних компаний велика в связи с тем, что они более гибки к любым изменениям в сравнении с крупным бизне-сом. Показатель развитости рыночной экономики – большая доля малых и средних компаний, которые составляют фундамент хозяйственного комплек-са государства
Все факторы (причины) развития малого бизнеса в России можно рас-смотреть по историческим этапам его развития.
Развитие предпринимательства в России в разные исторические перио-ды происходило неравномерно. Причинами такого отношения к предприни-мательству были экономические и политические условия, оказывающие непо-средственное влияние на формирование предпринимательского климата.
Можно выделить несколько этапов в развитии предпринимательства в нашей стране.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. № 32.
2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предприни-мательства» от 24.07.2007 №209-ФЗ // «Российская газета». № 164. 31.07.2007.
3. Закон СССР от 26.05.1988 №8998-XI «О кооперации в СССР» (не действующий). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1361/.
4. Закон РСФСР от 24.12.1990 №443-1 «О собственности в РСФСР» (не действующий). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37/.
5. Закон РСФСР от 25.12.1990 №445-1 «О предприятиях и пред-принимательской деятельности» (не действующий). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40/.
6. Федеральный закон от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (не дей-ствующий). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6857/.
7. Бондаренко Н.Е. Эволюция малого предпринимательства в XIX-XXI вв.: этапы становления и факторы развития // Институциональные и ин-фраструктурные аспекты развития различных экономических систем: сбор-ник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2016. – С.58-61.
8. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия. – М.: РОСБУХ, 2015. – 96с.
9. Квазимагомедова З.А., Алиев Б.Х., Ахмедов М.Ш., Гаджиев О.С. Роль малого бизнеса в экономике России и ее регионов// Фундаментальные исследования. – 2017. – 38 -1. – С.164-166.
10. Крылов Т.А. Азбука предпринимательства. – М.: Экономика, 2017. – 98с.
11. Ляманова Е.А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Российская экономика: взгляд в будущее: материалы III междуна-родной научно-практической конференции. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Держа-вина, 2017. – С.277-279.
12. Медведева Е.А. История развития малого предпринимательства в России: влияние на экономку в разные годы // Современный специалист-профессионал: теория и практика: материалы 8-й международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. – Барнаул: Барнауль-ский филиал ФГО БУ «Финансовый университет при Правительстве Россий-ской Федерации», 2016. – С.73-76.
13. Пилюгина С.Ю. К вопросу выявления проблемных аспектов дея-тельности института малого и среднего бизнеса в России // Актуальные во-просы права, экономики и управления: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С.52-57.
14. Пятаченко А.М., Головинов О.Н. Экономическая сущность и эта-пы развития малого бизнеса // Инновационная деятельность: теория и прак-тика. – 2016. - №6. – С.23-26.
15. Рамазанова С.З. Развитие малого предпринимательства в России: анализ проблем современного этапа // Вестник науки и творчества. – 2016. - С.388-390.
16. Салыгина Е.Н. Преимущества и недостатки малого предпринима-тельства // Студенческая наука XXI века. – 2016. - №1-2. – С.239-241.
17. Симонова Е.В. Соотношение конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса / Е.В. Симонова // Вестник ОрелГИЭТ. – 2017. - №2. – С.22-26.
18. Хасанова Р.В. Основы коммерческой деятельности. – М.: Акаде-мия, 2018. – 160с.