Фрагмент для ознакомления
2
Таможенный контроль представляет собой комплекс мероприятий, проводимый должностными лицами Федеральной таможенной службы (ФТС), направленных на соблюдение требований Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и национального законодательства стран-участников таможенного союза [4].
Проведение таможенного контроля осуществляется применительно к объектам такого контроля посредством установленных данным кодексом форм контроля либо соответствующих мер, способствующих проведению указанного контроля. Процедура реализации таможенного контроля с использованием указанных форм и мер регулируется положениями настоящего Кодекса, а в тех аспектах, которые не определены указанным документом, или в специально оговоренных ситуациях — согласно законодательству стран-участниц, относительно таможенного регулирования.
Ключевые цели таможенного контроля заключаются в следующем [9]:
обеспечение соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности норм таможенного права;
защита внутреннего рынка товаров, прав потребителей и законных интересов граждан и организаций;
охрана экономических интересов государства и содействие развитию международных торговых отношений;
выявление случаев несоблюдения таможенных правил и требований;
взимание предусмотренных законом налоговых и иных обязательных платежей от участников внешнеэкономического оборота;
поддержка честных предпринимателей и иностранных партнеров, участвующих во внешнеторговых операциях.
При осуществлении проверочных мероприятий таможенные органы придерживаются принципа избирательности, основанного на применении системы управления рисками. Контроль осуществляется минимально необходимыми средствами, исключающими использование необоснованных мер [10].
Данные мероприятия осуществляются в строгом порядке с целью документальной регистрации и фактической проверки движения товаров через государственную границу. Важной частью таможенного контроля является мониторинг мер нетарифного регулирования, подразумевающий ограничения экспорта и импорта отдельных категорий товаров с территории Российской Федерации.
Такие ограничения вводятся для исполнения международных соглашений, защиты национальной экономики и внутреннего рынка.
Формы нетарифного регулирования могут включать установление экспортных/импортных квот, лимитов стоимости товаров, обязательное получение лицензий и сертификатов соответствия. Процедура таможенного контроля начинается с момента представления таможенной декларации при экспорте товаров и при пересечении государственной границы России транспортными средствами и товарами при импорте [8].
Контроль включает в себя совокупность административных, юридических, технических, экономических и организационных мер, обеспечивающих выполнение поставленных целей таможенным органам в части правоохранительной, административной и экономической деятельности.
Можно выделить два подхода к определению понятия таможенного контроля:
Первый взгляд рассматривает его как перечень конкретных действий таможенных органов, нацеленных на выявление фактов нарушения таможенного законодательства.
Второй подход трактует таможенный контроль как систему профилактических мер, направленную на снижение риска нарушений таможенного законодательства и наблюдение за выполнением правил Союзного государства и входящих в него стран-членов.
Различные типы таможенного контроля регламентированы статьей 322 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, их насчитывается семь видов: сбор пояснений, проверка документации и сведений, визуальное обследование груза, детальный досмотр, персональная процедура личного осмотра, обследование помещений и территорий, проведение таможенной проверки [3].
Выбор конкретных форм и способов осуществления таможенного контроля производится на основании специальной системы управления рисками, нацеленной на рациональное распределение имеющихся ресурсов таможни.
Таможенные органы вправе применять различные формы контроля и дополнительные меры, направленные на соблюдение национального законодательства той страны, в которой они действуют, если такая возможность предусмотрена внутренним законодательством соответствующего государства. Осуществляется таможенный контроль исключительно в течение периода, пока товары находятся под непосредственным контролем таможенных служб.
Для подтверждения достоверности сведений о выпуске продукции таможня имеет право осуществлять контроль в отношении товаров, размещённых на таможенной территории Союза, если имеются основания полагать, что данные товары поступили на территорию Союза незаконно или нарушают нормы международного договора и акты таможенного регулирования.
Таможенный контроль не требует предварительного разрешения и не должен сопровождаться предъявлением чрезмерных требований или ограничений со стороны сотрудников таможни.
Запрещено нанесение какого-либо ущерба участникам процесса перемещения товаров, включая перевозчиков, заявителей деклараций, субъектов, работающих в сфере таможенного дела, и других заинтересованных сторон, а также самим товарам и транспортному средству вследствие решений, действий или бездействия сотрудников таможни.
Контроль выполняется в специальных зонах таможенного контроля и других местах, где располагаются товары, находящиеся под таможенным надзором, международные грузовые автомобили, личные транспортные средства, документация и информационно-коммуникационные системы, содержащие соответствующую информацию.
Итоги проведённого таможенного контроля с использованием определённых форм фиксируются путём оформления необходимых документов установленного образца, если это предусмотрено нормами действующего Таможенного кодекса.
1.2. Особенности таможенного контроля перемещаемых товаров
Особенностью таможенного контроля является то, что он осуществляется:
от имени государства и в целях защиты его интересов, а также интересов граждан;
исключительно силами Федеральной таможенной службы;
в строго установленной законом форме и последовательности.
Осуществляя таможенный контроль, государственные таможенные службы применяют принцип селективности, выбирая конкретные объекты контроля, формы контроля и меры, необходимые для его успешного проведения.
Они дифференцируются по направлению движения товаров (экспорт, импорт), объектам контроля (товары, транспортные средства), временным этапам проведения (предварительная, текущая, последующая). Выбор конкретной формы контроля основывается на использовании системы управления рисками (СУР), действующей согласно принципам, установленным Киотской конвенцией Всемирной торговой организации (ВТО).
Под контролем находятся не только сами грузы и транспортные средства, но и сопровождающая документация (таможенная декларация), а также профессиональные действия участников внешнеэкономической деятельности [11].
Мероприятия таможенного контроля продолжаются вплоть до завершения процедуры выпуска товаров для свободного обращения на внутреннем рынке, кроме исключений, предусмотренных для условного выпуска товаров и случаев реимпорта. Таможенный контроль представляет собой комплекс мероприятий, проводимых таможенными органами, ориентированных на проверку и обеспечение выполнения положений международных договоров, нормативных актов и законов государств-членов, касающихся таможенного регулирования.
При проведении таможенного контроля применяется система управления рисками (СУР). Основные объекты таможенного контроля приведены на рисунке 1.
Важно подчеркнуть, что право на перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза в упрощённом или льготном режиме (при условии некоммерческой природы такой перевозки и отсутствии намерения извлечь коммерческую выгоду) предоставляется всем физическим лицам.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388р «Стратегия развития российской таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»
2. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ (последняя редакция)
3. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
4. Попова, Л. И. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств : учебник для вузов / Л. И. Попова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 248 с.
5. Скаридов, А. С. Морское право. Международное публичное морское право : учебник для вузов / А. С. Скаридов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 536 с.
6. Новикова, С. А. Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС : учебник для вузов / С. А. Новикова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 380 с.
7. Сладкова, А. А. Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность : учебник и практикум для вузов / А. А. Сладкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 184 с.
8. Джабиев, А. П. Таможенные процедуры : учебник для вузов / А. П. Джабиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 470 с.
9. Вологдин, А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности : учебник и практикум для вузов / А. А. Вологдин. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 395 с.
10. Сенотрусова, С. В. Таможенное дело : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 258 с.
11. Сысоева, Г. Ф. Анализ внешнеэкономической деятельности : учебник для вузов / Г. Ф. Сысоева, И. П. Малецкая, Е. Б. Абдалова ; под редакцией Г. Ф. Сысоевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 110 с.
12. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность : учебник и практикум для вузов / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под редакцией Е. Ф. Прокушева. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 479 с.
13. Сайт Таможенный портал для участников ВЭД | Альта-Софт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.alta.ru/
14. Сайт Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ivo.garant.ru/