Фрагмент для ознакомления
2
Государственное регулирование использования воздушного пространства
Воздушное право – это такая совокупность юридических принципов и норм, которая прямо или косвенно регулирует отношения между государствами по вопросу использования воздушного пространства, а также организации международных воздушных сообщений.
В воздушном праве существуют принципы, основополагающим из которых является тот, что гласит: все государства имеют полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством, которое расположено над территорией этого государства, включая территориальные моря.
Воздушное пространство – это пространство, которое расположено над водной и сухопутной территорией государств, разделяющее с ним правовой режим.
Использование воздушного пространства гражданами и юридическими лицами представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Идеи и мнения о том, что воздушное пространство должно быть свободным и открытым для использования для всех государств на основе норм международного права, выдвигались еще на рубеже двадцатого века.
Под государственным регулированием использования воздушного пространства понимается установление государством общих правил осуществления такой деятельности, а также ответственности за их соблюдение. Государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства.
Однако, тогда эти идеи не получили поддержки общественности. Поэтому принцип суверенитета воздушного пространства был закреплен в Конвенции о регулировании воздушных передвижений , подписанной в Париже 13 октября 1919 года, а впоследствии и во множестве других многосторонних соглашениях.
Так, воздушное пространство, которое расположено вне территории государства, имеет статус «международное воздушное пространство», а именно воздушное пространство, предназначенное для общего пользования.
В мировой экономике любого государства гражданская авиация занимает одну из самых важных ролей. Для осуществления международных внутренних полетов гражданских воздушных судов и для перевозок между разными городами и государствами была создана мировая сеть международного воздушного транспорта. Именно поэтому правовому режиму воздушного пространства законодатель придает большое значение.
Правовой режим воздушного пространства государства складывается из норм национального и международного права.
Иностранные воздушные суда осуществляют влет в воздушное пространство на основании разовых разрешений или международных договоров, которые выдаются уполномоченными на то органами государств, в воздушном пространстве которых планируется полет. Такие разовые разрешения на совершение международных полетов иностранных воздушных судов выдаются ведомствами гражданской авиации. Разрешения для государственных воздушных судов запрашивают и получают по дипломатическим каналам.
Правовой режим международного воздушного пространства над открытым морем формируется положениями части VII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и нормами Чикагской конвенции 1944 г. . Правовое регулирование международных воздушных полетов в Российской Федерации действует в соответствии с Воздушным Кодексом РФ (далее – ВК РФ ), вступившим в силу в 1997 году. Данный кодекс основывается на нормах Чикагской конвенции:
определяется территория государства (статья Чикагской конвенции – пункт 2 статьи 1 ВК РФ);
устанавливаются запретные зоны (статья 9 Чикагской конвенции – статья 17 ВК РФ);
устанавливаются правила полетов (статья 12 Чикагской конвенции – пункт 2 статьи 9 ВК РФ);
определяют национальную принадлежность воздушного судна (глава III Чикагской конвенции – статья 33 и 34 ВК РФ);
поиски и спасение потерпевших бедствие (статья 25 Чикагской конвенции – глава XIII ВК РФ).
В части регулирования использования воздушного пространства Российская Федерация всегда следовала принципу «pacta sunt servanda» (с лат. – «договоры должны соблюдаться»). Данный принцип в международном праве был установлен в «Уставе Организации Объединенных Наций» , а также
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Венская Конвенция о праве международных договоров» (Заключена в Вене 23.05.1969) // Ведомости ВС СССР. 1986. № 37. Ст. 772.
2. Конвенция о регулировании воздушных передвижений. [Электронный ресурс]. http://docs.cntd.ru/document/901976800
3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 48. Ст. 5493.
4. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14 – 47.
5. Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
6. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.
7. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (ред. от 30.01.2018) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 14. Ст. 1649.
8. Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 240 (ред. от 05.05.2017) «О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники» (вместе с «Положением о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники») // Собрание законодательства РФ. 2012. № 14. Ст. 1643.
9. Бордунов В.Д, Международное воздушное право: учебное пособие. М.: Научная книга, 2007.
10. Чинючин Ю.М., Смирнов Н.Н. Сертификация объектов технической эксплуатации воздушных судов. М.: МГТУ ГА, 2009. С. 94.