Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятия военнослужащего и военной службы сформулированы в Законе о статусе военнослужащих и Законе о воинской обязанности и военной службе. Кроме того, вопросы военной службы детализированы в Положении о порядке прохождения военной службы, а в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» даны разъяснения законодательства о том, кто является военнослужащим, и по ряду вопросов военной службы. Нет необходимости повторять их основные положения, однако есть ряд нюансов, не отраженных в них, но влияющих на решение вопроса о подсудности уголовных дел.
Так, в соответствии с законодательством РФ период военной службы исчисляется ее началом, сроком прохождения и окончанием. Теоретически начало и окончание военной службы может определяться разными категориями времяисчисления: годом, месяцем, днем, часами, минутами. Законодатель установил, что началом военной службы считается день убытия из военного комиссариата, день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, дата зачисления в военное образовательное учреждение профессионального образования. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением ряда случаев, оговоренных в законе.
1.Правовое положение военнослужащего как субъекта преступления
Наличие специальных законов об уголовной ответственности военнослужащих в данных государствах является особенностью их законодательных систем.
Военная служба согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. (в ред. от 21.07.2014) является особым видом федеральной государственно службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной службы безопасности, в Росгвардии, в железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных войсках формированиях при федеральных органах исполнительной власти, службе внешней разведки, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об обороне» от 31 мая 1996 г. (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014), «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014) другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статусе военнослужащих, например, приказ Министра обороны Российской Федерации «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 20 сентября 2002 г., а также международные договоры Российской Федерации.
Граждане, проходящие военную службу, признаются военнослужащими и имеют специальный статус, устанавливаемый законами. Военную службу они могут проходить как по призыву, так и по контракту, то есть в добровольном порядке. Военнослужащими также признаются и граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» от 3 апреля 2008 г. согласно п. 1 ст. 26 и п. 10 ст. 39 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» после фактической отправки призывников из военного комиссариата к месту прохождения военной службы призыв на военную службу завершен, и указанные лица приобретают статус военнослужащих. В случае самовольного оставления ими военного эшелона (команды) в пути следования к месту прохождения военной службы, а также при совершении ими других преступлений против военной службы они подлежат ответственности по соответствующим статьям главы 33 УК РФ.
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами составляют существо воинского долга каждого военнослужащего. Поэтому добросовестное выполнение его является прямой обязанностью всех военнослужащих. В связи с этим, в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. Последняя определяется УК РФ и законодательством военного времени. Так, согласно ст. 331 УК РФ преступлениями против военной службы признаются, предусмотренные законом общественно опасные деяния, посягающие на установленный порядок прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» //Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, № 13, ст. 1475
5. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) : 14-е изд., перераб. и доп. М., 2017.
6. Бурак Р.В., Солтанович А.В. Полномочия прокурора в уголовном процессе Республики Беларусь и Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. 2013. № 6. С. 268-273.
7. Бутенко Т.П. Правовое регулирование подследственности уголовных дел о преступлениях, совершенных в Вооруженных силах Российской Федерации // Вестник Амурского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. № 52. С. 81-84.
8. Гладышева О.В., Семенцов В.А. Уголовно-процессуальное право. Общая часть и досудебное производство : курс лекций. Краснодар, 2011.
9. Качалов В.И. Уголовно-процессуальное право : учебник для вузов / под общ. ред. В.М. Лебедева. М., 2013.
10. Самитова Л.И. Процессуальная форма уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц // Вестник Удмуртского университета. 2007. № 6. С. 125-128.
11. Шипицина В.В. Проблема дифференциации процессуальной формы в уголовном судопроизводстве Российской Федерации и обеспечения прав его участников // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 12 (49). С. 2889-2894.