Фрагмент для ознакомления
2
1 Человек осваивает свою планету
1.1 Освоение людьми планеты Земля
Во все времена человек использовал ресурсы природы как источник своего существования, так
как другого источника у него не было и нет. При этом он неосознанно исходил из того, что вся живая и неживая природа существует исключительно для него, для его блага, что она неистощима и
что ею можно распоряжаться в собственных интересах бесконечно.
Однако в XX в. ученые всего мира забили тревогу, доказывая, что при варварском отношении к
природе человечество скоро окажется на пороге экологической катастрофы.
3
История освоения планеты человеком — это история развития цивилизации и расселения людей
по всей Земле, что стало возможным только по мере того, как человек совершенствовал технологию добычи пищи, научился пользоваться огнем и защищаться от непогоды. В то же время все это
уже на ранних стадиях развития цивилизации привело к географической разобщенности людей, а,
следовательно, к формированию разных языков, культур и религий.
1.2 Расселение человечества
Учеными доказано, что все люди на планете Земля произошли от маленькой группы прародителей, насчитывавшей не более двух тысяч человек. Но уже примерно сто тысяч лет назад эти основатели человечества нача¬ли подразделяться на отдельные ветви — зачатки будущих рас и популяций. Потомки самой древней из ветвей человеческого рода — охотники и собиратели из племен сан и мбути — и сегодня живут в Южной Африке. Когда же численность людей в Африке
зна¬чительно возросла, человечество стало «выплески¬ваться» за пределы первоначальных мест
обитания, где природа уже не могла их прокормить. Отдельные группы отправлялись в дальние
странствия — покида¬ли привычные края и шли до тех пор, пока не находили новое место, пригодное для жизни. Но и здесь рано или поздно ресурсы для охоты и собирательства исто¬щались,
и начинались новые скитания.
Уже семьдесят тысяч лет назад люди через Суэц¬кий перешеек и Кавказ проникли в Западную Евра¬зию, затем в Восточную Азию, Австралию и Океа¬нию, и совсем недавно — всего двадцать тысяч лет назад — в Северную Америку по так называемому Берингову мосту, который в то время
существовал на месте Берингова пролива.
Огромную роль в расселении людей сыграли изме¬нения климата, происходившие в эту эпоху.
Насту¬пали и отступали ледники, понижался и повышался уровень морей и озер, уменьшалась
площадь лесов,
Сегодня благодаря цивилизации мы знаем о природе гораздо больше, чем наши пред¬ки. Похоже, что люди ушли от приро¬ды только ради того, чтобы снова вернуться к ней на новом уровне
понимания, найти гармоничное равновесие между природой и искус¬ственно созданным миром.
За последние столетия человечество нанесло необратимый ущерб Земле. Бесконтрольная добыча
полез¬ных ископаемых, вырубка лесов, загрязнение окружающей среды ядовитыми отходами —
все это повлияло на климат стран и здоровье целых народов. Цивилизация стала силой, угрожающей существованию всего живого на планете. В 21 веке людям предстоит опреде¬лить на многие столетия вперед свою даль¬нейшую судьбу. Если ничего не изменит¬ся, природа просто погибнет. Но одними добрыми намерениями ничего сделать нельзя. Должны возникнуть новые
формы сосуществования человека и природы.
1.3 Перспективы человеческой цивилизации
С тем, что нашу цивилизацию в ближайшем будущем ожидает целый ряд глобальных проблем,
может не согласиться лишь тот, кто не знаком со статистикой. Это появление новых вирусов, глобальное потепление, астероидно-кометная опасность, искусственный интеллект. Всё больше высказывается мнений о необходимости колонизации небесных тел с целью сохранения жизни после катаклизма на Земле. На сегодняшний день ни одна страна в мире не в состоянии самостоятельно отправить человека на Марс и обеспечить ему там безопасные условия работы.
4
Для организации такой масштабной миссии необходимо создать новые технологии, новые средства, прежде всего, новые двигатели, эффективные средства защиты от радиации и других факторов воздействия агрессивной космической среды. Необходимо создать высокоэффективную систему жизнеобеспечения экипажа, научиться готовить людей к подобного рода работе.
2. Первые шаги революции
2.1 Этапы Великой французской революции
На первом этапе Великой французской революции (1789-1791 годы) во Франции была свержена
абсолютная монархия и уч¬реждена конституционная монархия с ограниченным избирательным
правом.
На втором этапе революции (сентябрь 1791 — август 1792 года) на-чались революционные войны,
в результате которых был свергнут Людовик XVI.
На третьем этапе революции (август 1792 — май 1793 года) во Франции была установлена республика, в которой сначала в большинстве были жирондисты, а затем якобинцы. Последние установили режим диктатуры, организовали важные для крестьян и армии реформы.
2.2 Причины Великой французской революции
Помимо непосредственных причин Великой французской революции, усилению напряжения в
обществе способствовали некоторые косвенные причины. Среди них — хозяйственный и экономический упадок во Франции.
Хозяйственный упадок (безработица и неурожаи)
По договору 1786 года, заключенному королем с Англией, на француз¬ский рынок поступило
большое количество дешевых английских това¬ров. Французская промышленность оказалась неспособной к конку-ренции. Мануфактуры закрывались, а множество рабочих было выброшено на
улицы (только в Париже безработными стали 80 тысяч человек).
2.3 Начало Великой французской революции
Параллельно с созывом Генеральных штатов, король Людовик XVI собирал войска для удержания
ситуации под контролем. Но жители начали восстание, которое быстро набрало обороты. На сторону восстания перешли и сторонники короля. Это послужило началом Великой французской революции.
Революция, начавшаяся со взятия Бастилии, постепенно охватила всю Францию и привела к
свер¬жению неограниченной (абсолютной) монархии.
Основной задачей Учредительного собрания был отказ от прежнего порядка во Франции — абсолютной монархии, и установления нового — конституционной монархии. Для этого собрание
начало разработку Конституции, которая была принята в 1791 году.
Король не признавал работу Учредительного собрания, и пытался бежать из страны, однако Его
попытка провалилась. Несмотря на противостояние короля и собрания, Конституция не предусматривала отстранение Людовика XVI, а лишь ограничивала его во власти.
5
3. США в первой половине 19 в.
3.1 Расширение территории США
Первая половина 19 века характеризовалась расширением территории США. Развитие промышленности и потребности хозяйств плантаторов-рабовладельцев в новых землях определили характер внешней политики государства. Весь Североамериканский континент был открыт для колонизации, коренное население не могло оказать должного сопротивления. Направление завоеваний
определялся интересами различных слоев населения: буржуазия и фермеры пытались колонизировать западные земли и Канаду; плантаторы мечтали о земле на юге и юго-западе. Фермеры —
категория предпринимателей в сельском хозяйстве; владельцы или арендаторы земельных угодий, которые ведут свое хозяйство семейными средствами или с использованием наемной рабочей силы.
3.2 Освоение «дикого Запада»
«Дикий Запад» — название территорий, составляющих современный запад США. Сначала состоял
из территорий современных штатов Северная Дакота, Южная Дакота, Монтана, Вайоминг, Канзас,
Небраска и Техас. Территория постепенно расширялась и перемещалась на запад вплоть до Тихоокеанского побережья. В 1848 г. в Калифорнии и 1860 г. в Дакоте было обнаружено золото, что
вызвало «золотую лихорадку» и увеличило поток переселенцев. Для ряда религиозных групп переселение на малозаселенные западные территории предоставляло возможность избежать
внешнего влияния и конфликтов с представителями основных конфессий и властью. Примером
этого является мормоны, поселившиеся в штате Юта. - XIX в. на тех, кто отправлялся на «Дикий
Запад», смотрели сквозь призму романтики и героизма. Типичными сюжетами рассказов о «Диком Западе» были столкновения с индейцами, ковбои, охота на бизонов, промысел золотодобытчиков, поединки шерифов и бандитов. С приходом кинематографа сюжет «Дикого Запада» нашел
свое отражение в жанре вестерн.
3.3 Север и Юг — два пути развития
По политическому устройству США были республикой во главе с президентом. Характерной чертой общественной жизни страны был политический компромисс между предпринимателями Севера и плантаторами Юга. Из 16 президентов США 11 были плантаторами; в Конгрессе 12 штатов
Юга представляли 100 депутатов, тогда как 14 штатов Севера (где население было вдвое больше)
— 142 депутата. Компромисс стал нарушаться в 50-х годах 19 века, когда быстрое развитие промышленности и фермерского хозяйства привел к нарастанию противоречий между Севером и
Югом. Плантаторы препятствовали введению высоких пошлин на ввоз европейских товаров.
Предприниматели Севера, как следствие, оказались в затруднительном положении: стало трудно
сбывать местную продукцию. Кроме того, резко усиливалась вражда между рабовладельцами и
фермерами из-за земли. Многие обедневшие фермеры добивались запрета рабства в новых штатах, которые создавались на западных землях. Плантаторское хозяйство сужало внутренний рынок. На консервативном и замкнутом Юге не проводились мероприятия по эмансипации женщин
и уравнивание чернокожих в правах с белыми. Авраам Линкольн В этих условиях рабовладельцы
создали обширную программу распространения рабства на новые земли. При этом они руководствовались причинами не только экономического, но и политического характера: если большинство штатов будут рабовладельческими, тогда и политическое господство в стране им будет гаран-
6
тировано. Таким образом, проблема рабства и распространения его на новые земли все чаще оказывалась в центре политической борьбы в стране. Распадались традиционные политические партии, образовывались новые. Среди них — Республиканская партия (1854 г.), которая представляла
союз промышленной буржуазии и фермеров. Ее поддерживала и часть рабочих.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексашкина, Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало ХХI века. 9 класс. Итоговая аттестация.
Типовые тестовые задания / Л.Н. Алексашкина. - М.: Экзамен, 2014. - 79 c.
2. Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 2. Восток и Запад в Середине века: Учебное
пособие / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2016. - 538 c.
3. Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 3. От средних веков к новому времени (XVI -
XVIII вв.): Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2016. - 606 c.
4. Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 4. Новое время (XIX в.): Учебное пособие / Л.С.
Васильев. - М.: КДУ, 2015. - 680 c.
5. Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 5. От нового времени к современности: Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2016. - 680 c.
6. Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 6. Современность и глобальные проблемы человечества: Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2017. - 714 c.
7. Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т.Т. 1. Древний Восток и античность: Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2016. - 518 c.
8. Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский. -
М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 816 c.
9. Дмитревский, Н.П. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и
средние века: Учебник для вузов / Н.П. Дмитревский. - М.: Зерцало-М, 2014. - 640 c.
10. Загладин, Н.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10
класса: Для общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин, Н.А. Симония. - М.: Рус. слово -
учебник, 2014. - 432 c.
11. Новиков, С.В. Всеобщая история / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. - М.: АСТ,
Слово, Полиграфиздат, 2015. - 640 c.