Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Учитель-логопед устраняет речевые нарушения у детей. Специфика логопедической работы в нашей школе обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка с интеллектуальной недостаточностью, прежде всего снижением уровня развития и структурой речевого дефекта.
Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Она играет огромную роль в психическом развитии ребенка.
Нарушения речи у обучающихся с умственной отсталостью с большим трудом подвергаются коррекции, отчего продолжительность коррекционно-логопедической работы превышает время работы с их нормально развивающимися сверстниками. У детей с интеллектуальной недостаточностью дольше формируются те или иные речевые навыки и стереотипы. В работе малоэффективно использование самоконтроля, а также зрительного и слухового контроля над речью. Поэтому логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на психическое развитие, эффективность его обучения.
Правильно организованная логопедическая работа, способствует развитию не только мышления и речи обучающихся, усвоению школьной программы, но и способствует социальной адаптации учеников.
Развитие речи обучающихся характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых детей типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер.
Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом. Наиболее распространённые речевые расстройства у обучающихся младших классов и обучающихся среднего звена - дефекты звукопроизношения и нарушения устной и письменной речи. Поэтому коррекции этих дефектов уделяется большое внимание.
Принципы, используемые в логопедической работе -Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений. - Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме - Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи - Принцип связи речи с другими сторонами психического развития. - Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. - Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка - Принцип воздействия на микросоциальное окружение.
1. Принципы логопедического воздействия
В настоящее время наблюдается тенденция роста количества детей с различными нарушениями в развитии. Общеизвестно, что лучше выявить и предупредить отклонение на ранних этапах развития ребёнка, предупредив тем самым возникновение вторичных нарушений, чем потом устранять целый комплекс устоявшихся недостатков. Поэтому программы раннего вмешательства сейчас приобретают особую актуальность. Основная их цель – как можно раньше выявить проблемы в развитии ребенка, создать условия для удовлетворения особых потребностей его развития, чтобы в дальнейшем он мог посещать учреждение дошкольного образования наравне со сверстниками.[2;55]
Основные задачи раннего вмешательства заключаются в проведении соответствующей диагностики и установлении возможных причин появления отставания, прогнозирования индивидуальных маршрутов. Здесь востребованы соответствующие компетенции логопеда, дефектолога, психолога, коррекционного педагога.
Для успешной реализации программы раннего вмешательства логопеду необходимо:
• Иметь представление о доречевом развитии детей в условиях онтогенеза и дизонтогенеза, причинах патологии детской речи;
• Уметь проводить скрининговое логопедическое обследование и дифференциальную диагностику речевых нарушений у детей раннего возраста;
• Владеть навыками применения приёмов и методов коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого и раннего возраста.
Логопедии раннего возраста сегодня уделяется достаточно много внимания: изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением ЦНС, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приёмы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии.
В последние годы происходит активное развитие программ раннего вмешательства на территории Российской Федерации. Это выражается в реализации:
• Мероприятий, направленных на развитие детей раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений;
• Мероприятий, ориентированных на поддержку родителей, включающую выявление проблем онтогенеза детей и оценку особенностей их развития.
Что включают в себя процессы раннего вмешательства?
• Выявление проблем в развитии ребенка;
• Проведение междисциплинарной оценки;
• Реализацию программ терапии и поддержки;
• Оформление ребёнка в дошкольное (или иное) учреждение.
В каких случаях можно предполагать нарушение речевого развития?
Группой риска являются дети с отставанием в одной или нескольких областях развития или дефектами, которые с высокой вероятностью приводят к задержкам развития, например:
• Генетические нарушения (синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли, синдром Вильямса и др.);[1;45]
• Двигательные нарушения при различных неврологических заболеваниях (ДЦП, нейромышечные заболевания), состояния после травм и оперативных вмешательств;
• Множественные нарушения;
• Нарушения аутистического спектра;
• Сенсорные дефекты (нарушения слуха, зрения);
• Дети биологического риска (экстремально низкая масса тела при рождении, недоношенность и т.д.)
Как организовать логопедическую помощь младенцам и детям раннего возраста?
Ребёнок, как и любой человек, нуждается в том, чтобы иметь возможность выражать свои потребности, чувства и желания, быть услышанным и понятым. Ранние речевые и языковые навыки приобретаются и используются в первую очередь для коммуникации в социальном взаимодействии. Если освоение навыков затруднено, ребёнку необходима помощь специалиста.
Нарушения речи бывают не только у здоровых детей (без проблем со слухом, зрением и интеллектом). Есть отдельная категория — «тяжелые» дети, и с ними работают особые специалисты — логопеды-дефектологи. Они развивают не только артикуляцию, но и познавательную деятельность детей в целом — память, внимание, восприятие, мышление и многие другие способности и навыки.
Основные должностные обязанности логопеда можно свести к следующим:
осмотр клиентов и выявление особенностей их речевого развития;
постановка логопедического диагноза;
определение способов и методик лечения;
проведение индивидуальных и групповых занятий по постановке речи;
разработка упражнений и «домашних заданий»;
оценка результатов обучения по итогам определенного периода времени.
Также логопед может заниматься ведением отчетной документации и разработкой методических пособий.
дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волков Л.С., Лалаев Р.И. Логопедия. М.: Просвещение, 1989. — с. 28—34.
2. Двякова Е.А. Логопедический массаж: Академия, 2005 — с. 63—66.
3. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт. — сост. Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева. Волгоград: Учитель, 2011. — 141с.
4. Логопедические игры для детей / И.В. Корнеева. – Изд. 2-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2016. – 95 с. – (Библиотека логопеда).
5. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Мн.: Народная асвета, 1989. — с. 16—21.