Фрагмент для ознакомления
2
ВОПРОС 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
При разработке и реализации финансовой политики руководство организации вынуждено постоянно принимать управленческие решения, выбирая из множества альтернативных вариантов. В выборе наиболее выгодного решения важнейшую роль играет своевременная и точная информация. В современной экономической ситуации хозяйствующие субъекты, особенно крупные корпорации, тратят много средств и времени на постоянное обеспечение информационной составляющей своей финансовой политики. Отсутствие такой информации может стоить предприятию огромных сумм прямых убытков, упущенной выгоды, тактически и стратегически неверных управленческих решений. Информационное обеспечение принимаемых решений относится к числу ключевых элементов системы управления организацией. Информация — это сведения, уменьшающие неопределенность в той области, к которой они относятся.
Информационное обеспечение финансовой политики предприятия можно разделить на две крупные категории: формируемое из внешних источников (внешнее информационное поле) и внутренних источников (внутреннее информационное поле).
Система показателей информационного обеспечения финансовой политики предприятия, формируемая из внешних источников:
1) показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны:
• темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;
• объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;
• денежные доходы населения;
• вклады населения в банках;
• индекс инфляции;
• учетная ставка центрального банка.
Данный вид информативных показателей служит основой для проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в финансовой деятельности.
2) Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:
• виды основных фондовых инструментов, обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовых рынках;
• котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;
• кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита;
• депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам;
• официальный курс отдельных валют.
Система нормативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений при формировании портфеля долгосрочных финансовых инвестиций.
3) показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Система информативных показателей этой группы необходима в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов.
4) нормативно-регулирующие показатели. Систему этих показателей учитывают при подготовке финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий.
Показатели информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемые из внутренних источников, в свою очередь, могут быть разделены на две группы:
1) первичная информация:
• данные из форм бухгалтерской отчетности;
• показатели оперативного финансового и управленческого учета.
Систему информативных показателей этой группы широко используют как внешние, так и внутренние пользователи. Она применима при финансовом анализе, планировании, разработке финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия;
2) информация, полученная при финансовом анализе.
Таким образом, для успешной реализации финансовой политики предприятия руководству необходимо, во-первых, обладать достоверной информацией о внешней среде, и особенно знать возможные ее изменения, во-вторых, иметь сведения о текущих отчетных параметрах внутреннего финансового положения, и, в-третьих, обладать максимально точным финансовым анализом, позволяющим получить количественную оценку результатов финансовой деятельности в разрезе отдельных ее аспектов, как в статике, так и в динамике.
Кроме того, предприятие должно проводить открытую информационную политику, особенно с потенциальными инвесторами, кредиторами, органами власти. Финансовая политика предприятия, не подкрепленная регулярным, достоверным информационным обеспечением инвесторов, отрицательно сказывается на рыночной стоимости предприятия, поскольку усиливает подозрения и риск самостоятельного сбора не вполне точной и достоверной информации.
ВОПРОС 2. ВИДЫ ЦЕНОВЫХ СКИДОК И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
В качестве вознаграждения потребителей за определенные действия, такие, как ранняя оплата счетов, закупки большого объема или внесезонные закупки, многие компании готовы из¬менять свои исходные цены. Публикуемые цены носят преиму¬щественно справочный характер и довольно часто существен¬но отклоняются от фактически уплачиваемых покупателем цен вследствие широкого применения системы специальных скидок. Размер скидок зависит от характера сделки, условий постав¬ки и платежа, взаимоотношений с покупателями и конъюнк¬туры рынка в момент заключения сделки.
Общая (простая) скидка предоставляется с прейскурантной или со справочной цены и обычно составляет 20–30 %, а в некоторых случаях – до 40 %. Такие скидки широко практикуются при заключении сделок на машины и оборудова¬ние, в частности на стандартные виды оборудования. Скидки со справочной цены также используются при поставке промыш-ленного сырья и составляют в среднем 2–5 %.
К простой скидке можно отнести скидку, предоставляемую при покупке товара за наличный расчет («сконто»). Она дается продавцами в тех случаях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит, а покупатель согласен оплатить налич¬ными, т. е. покупатель будет иметь скидку, если он произведет оплату приобретенной пар¬тии товара ранее установленного контрактом срока.
Эта скидка обычно составляет 2–3 % от справочной цены или соответствует размеру ссудного процента на финансовом рынке.
Скидка за объем покупаемого товара – соразмерное умень¬шение цены для покупателей, закупающих большое количество аналогичного товара. Обычно скидка устанавливается в про¬центах к общей стоимости или единичной цене установленно¬го объема поставки. Кроме того, скидка может
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Забелина, О.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие для вузов /О.В. Забелина.— М. : Экзамен, 2005. — 224 с.
2. Леонтьев, В.Е. Финансовый менеджмент: учебник / В.Е. Леонтьев. — М. : ООО «Государство Элита», 2005. — 560 с.
3. Лихачёва, О.Н. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия / О.Н. Лихачёва. — М. : Вузовский учебник, 2007. — 288 с.
4. Мицек, С.А. Краткосрочная финансовая политика на предприятии: учебное пособие / С.А. Мицек. — М. : Кнорус, 2009. — 244 с.
5. Невчикина, Е.В. Управление затратами и ценообразованием: практическое пособие / Е.В. Невчикина. — М. : Омега-Л, 2009. — 134 с.
6. Пещанская, И.В. Финансовый менеджмент: краткосрочная финансовая политика: учебное пособие / И.В. Пещанская. — М : Экзамен, 2006. — 256 с.
7. Сленов, В.А. Финансовая политика организации: учебное пособие / В.А. Сленов. — М. : Экономист, 2005. — 283 с.
8. Чернов, В.А. Финансовая политика организации: учебное пособие / В.А. Чернов. — М. : ЮНИТИ, 2003. — 245 с.
9. Щербаков, Е.А. Краткосрочная финансовая политика: учебное пособие / Е.А. Щербаков. — М : Кнорус, 2007. — 266 с.