Фрагмент для ознакомления
2
Психологическая типология лиц с речевыми нарушениями
Система процесса психического (Рубинштейн С.Л.) является методологической основой
исследования и понимания непрерывности и преемственности психики в целом и любого
выделяемого традиционно компонента (Сеченов И.М., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.,
Брушлинский А.В.).
Являясь непрямой системой языковых знаков, которые Выготский Л.С. назвал «психическими
орудиями», речь изменяет все психические процессы человека, которые достигли произвольного
уровня, сознательного функционирования. Сопряжённая с сознанием, человеческая речь входит
во взаимоотношения, практически, со всеми психическими процессами.
Каждая психическая функция, которая представлена сложной сознательной формой психической
деятельности, отличается определенными динамическими и структурными характеристиками.
Операциональный, или структурный, состав деятельности, который опирается на готовые,
усвоенные системы кодов (логические, речевые, перцептивные, числовые и так далее) отражают
возможности осуществления тех или иных видов деятельности согласно конкретным условиям
задачи, которая стоит перед субъектом. Самостоятельная речевая деятельность содержит все
необходимые для этого продуктивные, интегративные и рецептивные элементы. Ввиду того, что
причиной нарушений речи бывают разные внешние и внутренние аспекты как в комбинациях, так
и отдельно, обуславливающие оригинальное владение речевой деятельностью и ее
осуществления, то нарушенными могут оказаться отношения, которые существуют между
обществом и человеком, которые, в свою очередь, проявляются в общении речевом.
Потому особую важность приобретает психологический аспект исследования лиц с речевыми
дефектами, обусловленных органической неполноценностью центральной нервной системы
(Белякова Л.И.; Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б.). Понятно, что каждое повреждение
мозга может привести к уменьшению адаптивных приспособлений организма, к уменьшению
«нормы-реакции», леащей в основе почти всех изменений работы организма (Выготский Л.С.;
Лурия А.Р.; Анохин П.К.).
Все процессы психические у детей - воображение, внимание, память, восприятие,
целенаправленное поведение, мышление - развиваются и формируются с непосредственным
участием речи (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский).
Как показано в работах А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и других ученых, формы
человеческого поведения, речь, психические способности и функции не даются с рождения
ребенку. Они сформировываются под влиянием целенаправленного обучения и восприятия,
условий жизни в обществе ребенка.
Исследуя сознание человека и выделяя его связь с работой, в которой оно не только появляется,
но и сформировывается, нельзя отвлечься от того, что человек - существо общественное, его
деятельность – это деятельность общественная и его сознание – это сознание общественное.
Сознание индивида сформировывается во время общения при помощи речи меж людьми (Л.С.
Рубинштейн).
Жинкин Н.И. характеризует речь как один из способов деятельности, который включают в общую
систему деятельности индивида.
Выготский Л.С. писал так: «Все высшие психические функции - логическая память, произвольное
внимание, мышление, речь - имеют общую психическую основу...». «...Центральную роль в
построении высших психических функций, как показывают исследования, играет речь и речевое
мышление, несомненно специфические человеческие функции, которые, по-видимому,
бесспорно должны быть отнесены к продуктам исторического развития человека».
Связанное с сознанием, речь человека входит в определенные отношения со всеми психическими
процессами; но для речи ее отношение к мышлению будет являться основным и определяющим.
Априори, понятна связь между языком и мышлением. Однако, соотношение речи и мышления -
проблема достаточно сложная. Решения, которые предлагались, были самыми различными - от
полного разделения речи и мышления до столь же однозначного их сопоставления и признания
самостоятельности. В наше время компромиссная точка зрения является преобладающей,
согласно которой речь и мышление взаимосвязаны тесно, хотя по функционированию и генезу
они относительно независимые реальности.
В возрасте около двух лет между речью и мышлением у детей наступает переломный момент, и
речь понемногу становится приспособлением, «орудием» мысли. (Л.С Выготский).
Взаимосвязь речи и мышления исследовали множество психологов. Так, Бехтерев В.М. писал так:
«Между мышлением и речью существует тесная связь, благодаря которой течение ассоциаций
получает большую отчетливость, когда оно выразилось в подходящих словах, и с другой стороны,
богатое и образное течение ассоциаций всегда найдет для себя подходящую форму в словесных
символах. На этом же основании недостаток интеллекта делает речь бедной по содержанию и
однообразной.
С другой стороны, огромное значение в ходе интеллектуального развития доказывается тем, что
природный недостаток речи связывается с недостатком умственного развития. Этот недостаток
сказывается не только в тех случаях, когда речь идет о перцептирующей речевой способности, но
и при отсутствии производящей речевой способности».
Заключение
Комплексные экспериментально-психологические изучения и наблюдения указывают, что
умеренно-выраженная конституционально-типологическая недостаточность личности и высшей
нервной деятельности, взаимодействуя с неудачными внешними факторами (экологическими,
социальными), способствует отрицательному дрейфу психотипологических особенностей из
нормального диапазона в сторону пограничной аномальной личности органического
происхождения; выраженная конституционально-типологическая недостаточность формирует
гротескную личностную и психотипологическую изменчивость органического происхождения
диапазона пограничной аномальной личности и является условием для отрицательного дрейфа в
конституционально-континуальном пространстве к границам диапазона психопатии.