Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как практика интерпретации знаков герменевтика известна человечеству на протяжении многих
веков. Деятельность по толкованию мифов со времен античности, религиозных догматов и
нормативных актов эволюционировала в философский конструкт, определяющий условия
рациональной человеческой коммуникации. В век постмодерна человек неизбежно сталкивается
с несколькими претендующими на истинность философско-правовыми концепциями, которые
обоснованы не только метафизическими доводами, но и эмпирической практикой бытия.
Разнообразные парадигмы развития права вступают в развивающийся конфликт интерпретаций и
требуют совершенно отличного толкования
1. История развития герменевтических идей
Герменевтика возникла давно, но своего осознания она достигла в Средние века – тогда
внимание исследователей (монахов) было сосредоточено на интерпретации священных текстов.
Новое «вливание» с глубоко философским смыслом произошло в XIX в., когда проблемами
интерпретации занимались языковед Вильгельм фон Гумбольдт, теологи Аст, Август Вильгельм
Шлегель, правовед Савиньи, историк политики и теолог Р. Нибур, философы Вильгельм Дильтей и
Георг Зиммель. И наконец, свой философский статус она окончательно получила в ХХ в. благодаря
работам М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера, П. Рикёра и др. Именно в этих вариантах она
рассматривается как общая методология наук о духе, в том числе юридических.
Формирование методологических подходов к социально-гуманитарным исследованиям проходит
различными путями. На наш взгляд, наиболее продуктивна та методология, которая вырастает в
ходе генезиса базового философско-мировоззренческого направления. Одним из таких
3
направлений является философская герменевтика. Философская герменевтика как методология
проделала весьма длинный исторический путь .
Анализ этого пути даёт нам возможность определять значимость герменевтики как методологии,
основания утверждать об универсальном значении герменевтики как методологии и о выходе
этого значения за пределы социально-гуманитарных исследований. Наша оценка заключается в
признании универсальности герменевтической методологии для исследований в рамках любой
науки (гуманитарные, естественные, технические науки, философия, математика).
2. Современная герменевтика
В современной отечественной юридической литературе исследователи выделяют в правовой
науке три подхода к определению герменевтики. Первый подход заключается в понимании
герменевтики права как конкретного метода толкования.
Так, С.С. Алексеев считает, что юридическая герменевтика – это наука «толкования юридических
терминов и понятий, вершина юридического мастерства, кульминационный пункт юридической
деятельности» . В целом такой же позиции, но с небольшими отличиями, придерживаются в своих
трудах И.П. Малинова, Н.И. Хабибулина и А.И. Гермашев.
Такие ученые, как В.И. Крус и В.Н. Синюкова, выделяют юридическую герменевтику в отдельное
методологическое направление правоведения. Это так называемый второй подход.
Третья группа исследователей, среди которых Н.В. Малиновская, А.И. Овчинников, А.Е.
Писаревский и И.Л. Честнов, являются приверженцами третьего подхода. В частности, Н.В.
Малиновская, говоря о герменевтике, считает, что «в настоящее время в теории права она
развивается и в качестве отдельного научного подхода к правопониманию» . С точки зрения А.И.
Овчинникова, «право по своей сути является герменевтическим феноменом» . В результате
исследования правопонимания в эпоху постмодерна И.Л. Честнов выделяет герменевтику права в
отдельный современный тип правопонимания, различая два направления в герменевтике права в
западной юридической науке: онтологическое и методологическое.
К настоящему времени сложилась и успешно развивается такая дисциплина, как юридическая
герменевтика. Ряд важных и интересных результатов исследований раскрывают эвристический
потенциал герменевтики в исследовании юридических проблем. Сошлемся на недавно
вышедшую работу, авторы которой стремились представить достаточно широкий обзор
теоретических и прикладных проблем применения герменевтического метода в сфере права.
Герменевтика необходима всюду, где есть стремление к продолжению традиций. Право – это
сфера традиций, требующих усилий для своего сохранения. Авторитет текста (а значит, его
легитимность) прямо пропорционален интенсивности этой интеллектуальной работы, которая с
этим текстом ведется .
В центре внимания герменевтики – проблема смыслообразования, смыслосозидания в контексте
отношений объективно-содержательных характеристик смысловых образований и конкретных
форм их функционирования.
Непосредственным предметом юридической герменевтики как науки и искусства, теории и
практики интерпретации и понимания коммуникативно-правового знания является текст как
4
знаковая система, которая является носителем смысловой информации и имеет языковую
природу.
Вопросы толкования и интерпретации правовых норм всегда были в центре дискуссии в истории и
теории государства и права, и, оказываясь в центре внимания отечественного правоведения,
получили по отдельности необходимую разработку. Комплексное же изучение
правоприменительного толкования велось при этом преимущественно фрагментарно и
бессистемно. Недостаточное внимание учёных к данной проблеме имеет следствием то
обстоятельство, что её разработка находится на сегодняшний день в неудовлетворительном
состоянии.
Заключение
На основании вышеизложенного, приходим к выводам о том, что понимание норм права и
правопонимание в юридической герменевтике соотносятся как форма и содержание, оказывают
влияние друг на друга, могут быть исследованы посредством использования принципа
«герменевтического круга» и имеют важное теоретическое и практическое значение.
В заключение приведем определение юридической герменевтики. Так. герменевтика – это наука
и искусство толкования юридических терминов и понятий, являющаяся вершиной юридического
мастерства, кульминационным пунктом юридической деятельности. Ее предназначение – поиск и
реализация смысла правового текста в процессе изучения условий понимания и проблем
множественности смыслов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования. М.,
1999. 778 с.
2. Бондаренко Н.Г., Филиппов Д.А., Антипин В.Е. Проблема понимания в философской
герменевтике // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей
Международной научно-практической конференции. 2016. С. 66-68.
3. Вольф С.П. Толкование права: современные подходы в юридической герменевтике //
Социально-экономические и правовые системы: современное видение. 2017. С. 67-70.
4. Вольф С.П. Толкование права: современные подходы в юридической герменевтике //
Социально-экономические и правовые системы: современное видение. 2017. С. 67-70.
5. Вольф С.П. Юридическая герменевтика в XXI веке: подходы к толкованию права: человек и
общество в нестабильном мире: Материалы всероссийской научно-практической конференции с
международным участием. 2017. С. 7-12.
6. Гасилин В.Н., Гасилина Ю.И. Право и герменевтика как метод философии // Правовая
культура. 2018. № 3 (34). С. 16-24.
7. Гулик А.Г. Соотношение понимания норм права и правопонимания в герменевтике в
юридической науке // Дневник науки. 2017. № 4 (4). С. 14.
5
8. Дёмин И.В. Семиотика истории и герменевтика исторического опыта. Самара, 2017.
9. Зенец Н.Г. Герменевтика субъекта философствования // Омский научный вестник. 2012. №
4 (111). С. 120-122.
10. Карлявин И.Ю. Юридическая и цивилистическая герменевтика // Вестник Ивановского
государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2017. № 1. С. 11-16.
11. Ломако О.М. Герменевтика социальной действительности в проблемном поле философии
// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика.
2014. Т. 14. № 3. С. 25-30.
12. Малиновская Н.В. Философская герменевтика и правопонимание // Вестник ВГУ. Серия
«Право». 2007. № 2. С. 38-46.
13. Матушевская В.В. Герменевтическая методология как условие аутентичности толкования и
понимания правовой нормы // Право Донецкой Народной Республики. 2016. № 3. С. 17-21.
14. Овчинников, А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Ростов н/Д: Рост.
гос. ун-т. 2002. 285 с.
15. Рабинович-Бараковский А.И. О герменевтике - об интерпретации // Ученые записки
Российской академии музыки им. Гнесиных. 2017. № 2 (21). С. 74-91.
16. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. Учебник. РИОР: ИНФРА-М,
2015. 559 с.
17. Сулима И.И. История герменевтики как методологии // Вестник Барнаульского
юридического института МВД России. 2017. № 2 (33). С. 62-63.
18. Тхакушинова Ж.Б. История и современное состояние герменевтики // Актуальные
проблемы теоретической и прикладной лингвистики Материалы III Всероссийской научнопрактической конференции. 2017. С. 62-73.
19. Ульмер-байтеева М.В. Проблемы герменевтики права в современной западной
философии // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2016. № 2 (41). С. 126-
130.
20. Юридическая герменевтика в XXI веке / под общ. ред. Е.Н. Тонкова, Ю. Ю. Ветютнева. СПб.,
2016. (Толкование источников права.)