Фрагмент для ознакомления
2
Введение
XVII столетие – один из самых сложных и противоречивых периодов в средневековой русской истории. Недаром его называли «бунташным» – оно взрывалось «Медным» и «Соляным» бунтами. Народное недовольство вылилось в восстания под предводительствами Ивана Болотникова и Степана Разина. Это также время больших перемен в русской церкви. Реформы патриарха Никона привели сначала к богословской полемике, а затем к расколу церкви, потрясшему духовную жизнь позднего древнерусского общества.
Вместе с тем в связи с изменениями в хозяйственной сфере, с изданием мануфактур, определенным сближением с Западной Европой происходит решительная ломка традиционного общественного мировоззрения. Тяга к наукам, интерес в литературе к реальным сюжетам, рост светской публицистики, нарушение иконографических канонов в живописи, сближение культового и гражданского зодчества, любовь к декору, к полихромии в архитектуре, да и во всех изобразительных искусствах, – все это говорит о быстром процессе обмирщения культуры XVII в. В борьбе старого и нового, в противоречиях рождается искусство нового времени. XVII веком завершается история древнерусского искусства, и он же открывает путь новой светской культуре.
Московское государство в течение XVII в. продолжало напрягать свои усилия к тому, чтобы преодолеть изоляцию от стран Западной Европы.
Власть и общество прекрасно понимали, что только благодаря огромному национальному подъёму и одушевлению удалось Москве в начале XVII в. справиться с интервенцией поляков. Необходимо было поэтому обратить самое серьёзное внимание на состояние промышленности, на подготовку государственных деятелей, на положение церкви и школы. Только при условии серьёзного пересмотра старого наследства в этих областях можно было реорганизовать войско и государственный аппарат, довести его до более высокого уровня.
1. Изменения в повседневном быту Московского государства XVII в.
XVII век характеризуется ростом в московском обществе культурных запросов. В XVI в. образование было достоянием очень ограниченного числа лиц, принадлежавших к верхам феодального класса. В XVII в. оно распространяется среди широких кругов неродовитого дворянства и проникает в посадскую среду. Русские используют опыт Западной Европы, перерабатывая его соответственно местным условиям и требованиям московского быта. Новые потребности находят себе выражение в материальной культуре. Во дворце, в боярских домах и даже у богатых купцов появляется иностранная мебель; стены обиваются кожаными обоями фландрской или испанской работы и увешиваются иноземными «фряжскими» листами (гравюрами), «парсунами» (портретами) европейских «потентатов» (государей) и зеркалами; в парадных комнатах ставятся «боевые» часы с фигурами, музыкальные «органы» и т. л„ вешаются клетки с привозными из Западной Европы канарейками и попугаями.
Для езды пользуются иностранной работы «куретами». Английская и брабантская оловянная посуда подаётся не только за столом бояр, но и в купеческих и даже в состоятельных крестьянских семьях; в более богатых домах в торжественных случаях выносятся иностранной художественной работы серебряные кубки и блюда. С конца XVI в, для одежды в высших слоях общества пользуются по преимуществу материями иностранного происхождения .
В высшие слои московского общества проникают иностранные моды; уже царю Алексею приходилось принимать меры против иностранных причёсок среди придворных, а его сын Фёдор Алексеевич «многоубыточную народу одежду пременил», издав указ о замене длиннополых восточных ферязей кафтанами по украинской моде. Распространение иностранной материальной культуры среди высших классов даже вызвало обвинение русского общества в «чужебесии», т. е. в увлечении всем чужеземным. На опасность для Москвы попасть в зависимость от западноевропейского торгового капитала и на необходимость поднять культурное состояние страны, чтобы избегнуть такой участи, обращал в XVII в. внимание Юрий Крижанич. Из сочинений Крижанича для истории России особенно важна его «Политика», или «Разговоры об владательству». Крижанич горячо ратует за образование. Для поднятия благосостояния Русского государства особенно важны «уметельные науки», т. е. профессиональные знания. Крижанич рекомендует перевод специальных руководств по разработке естественных богатств страны, издание «книжиц печатных» по арифметике. В целях распространения среди русских купцов знаний, необходимых для ведения торговли, Крижанич предлагает запретить держать лавку тому, кто «не бы довольно умел писма и числительные уметели» (арифметику).
Для подъёма благосостояния и просвещения в стране необходимо решительное вмешательство государственной власти, Крижанич рисует широкую программу мероприятий в области государственного хозяйства, которая может быть проведена лишь при наличии сильной власти. «Совершено самовладство», т. е. неограниченное самодержавие, есть тот «прут [жезл] Моисеев, коим может царь господарь потребная чудеса делать»; «при сицевом бо господстве постановлению лехко ся могут поправить все поблудки [ошибки]... и могут ся постановить всякие добрые уставы». Под совершенным самовладством Крижанич понимает просвещённый абсолютизм, который он отличает от тирании.
В XVII в. количество читателей очень увеличилось, захватив широкие круги дворянства и посада. В связи с этим изменился характер литературы. Литература применяется к более демократическим вкусам. Она утрачивает свой специфически религиозный оттенок, становится светской и более близкой к жизни. Отвлечённые богословские и политические темы, преобладавшие в XVI в.; сменяются темами из повседневной жизни, замечается стремление к реализму, к изображению обыкновенного человека с его чувствами и в его бытовой обстановке. Новому направлению в литературе, которое в XVII в. ещё только
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аксенова, А. История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения. - М.: ЭКСМО, 2017. - 220 c.
2. Гнедич, П.П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. Европа и Россия: мастера живописи. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 448 c.
3. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М.: Высшая школа, 2009. - 407 c.
4. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства. - М.: Academia, 2016. - 232 c.