Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ежегодно различными рейтинговыми агентствами составляется рейтинг безопасности регионов
России. В 2017 г. ООО «Рейтинговое агентство РИА «Рейтинг» провело оценку регионов России по
качеству жизни. При составлении рейтинга учитывались экономические (уровень дохода,
развитие малого бизнеса и др.), социальные (здоровье, жилищная обеспеченность, социальная
инфраструктура), экологические показатели и ряд градостроительных (например, транспортная
инфраструктура).
СЗФО ухудшил свое положение на восемь позиций. Так же как в большинстве других
исследовательских работ, рейтинг определяет безопасность региона на основе криминогенной
обстановки, уровня смертности. Именно поэтому возникает необходимость определения
градостроительной безопасности для оценки развития региона, предполагающего комплексный
учет факторов, формирующих градостроительную среду.
1. Градостроительная деятельность и безопасность граждан в современной России
3
В. Д. Оленьков рассматривает безопасность территории с точки зрения градостроительной
деятельности [1]. При оценке градостроительной безопасности он предлагает определять
экологические и климатические факторы. Градостроительная безопасность основана на
отсутствии угроз и формировании безопасности градостроительной среды при условии
соблюдения экологических стандартов, обеспечения благоприятной природно-климатической,
архитектурной и экономической среды [2].
Для формирования безопасной среды с градостроительной точки зрения необходимо определить
ряд факторов, которые условно делятся на пять групп: природная, экологическая и архитектурная
среда, социальные и экономические факторы.
К природным факторам следует относить четыре группы факторов сформировавшейся природной
среды: геофизические, геологические, климатические и геохимические. Анализ благоприятности
территории для градостроительных целей проводится с учетом этих факторов.
В группу экологических факторов включены результаты оценки экологической обстановки
градостроительной среды, антропогенного воздействия на градостроительную среду и
техногенного возобновления в природе.
Нужно противодействовать загрязнению и разрушению ландшафтов и их компонентов: воздуха,
почвы, флоры и фауны. Цель экологической этики — формирование и развитие здоровой,
красивой среды в городе. Население должно осознавать необходимость сортировки домашних
отходов для повторного использования бумаги, алюминия, пластмассы, стекла, стали, дерева,
текстиля, резины, батареек, пищевых отходов (для приготовления удобрений), пакетирования на
домашних прессах для снижения объема либо размалывания в порошок перед направлением в
канализацию.
Возможно создание при дворовых пространствах мини предприятий по переработке отходов.
Можно сопоставить стоимость вывоза, не переработанного мусора со стоимостью его
переработки и вывоза. Все, что экологично, в конечном счете, экономично и необходимо для
развития благоприятной городской среды и самих жителей города. Необходимо улучшение
качества жизни и снижение загрязнения.
В качестве основных направлений формирования экологической безопасности региона следует
отметить: информированность населения о необходимости экономии ресурсов; стимулирование
внедрения ресурсосберегающих технологий; сбор и анализ статистических данных о
потребляемой энергии; законодательное ограничение потребляемых ресурсов; введение
образовательных курсов для дошкольников, школьников о потреблении ресурсов, последствиях и
природных катаклизмах, связанных с нецелесообразным их расходованием и вторжением
человека в природную среду.
Достижение оптимального баланса экоразвития возможно только в случае равенства давления на
среду и восстановления природно-ресурсного потенциала территорий. Необходимо создание
справедливой экономики в сочетании с дисциплинарной ответственностью и эффективной
собственностью, что будет главными инструментами формирования устойчивого развития
региона с точки зрения здоровья и экологической безопасности среды. Надо всегда помнить о
законе бумеранга, или законе обратной связи взаимодействий человека и биосферы.
4
2. Анализ практики организации территорий Северо-Западного федерального округа
2.1. Территориальное зонирование территорий Северо-Западного федерального округа
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) — федеральный округ Российской Федерации (РФ)
на севере и северо-западе её европейской части. В состав округа входят 11 субъектов РФ, с
населением 13 952 003 человек (9,5 % от населения России по состоянию на 1 января 2018 года) и
площадью 1 686 972 км² (9,85 % территории РФ).
Образован Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года. Центром округа является город
федерального значения Санкт-Петербург .
Большая часть Северо-Западного федерального округа расположена на европейском севере.
Климат умеренный и субарктический. Воздух имеет высокую влажность. Выпадает небольшое
количество осадков, но из-за малого испарения они способствуют образованию большого числа
болот, озер и рек. Важным климатообразующим фактором является омывание морями Северного
Ледовитого и Атлантического океанов, из-за чего климат отличается сравнительно теплой зимой и
прохладным летом на северо-западе округа, а на севере суровой зимой и сравнительно коротким,
но теплым летом. Климат федерального округа является благоприятным.
Территория округа преимущественно равнинная, находится в зоне смешанных лесов, тайги,
лесотундры и тундры. В округе сосредоточено около 50 % лесных ресурсов европейской части
России.
2.2. Административное управление организацией территорий Северо-Западного федерального
округа
На территории СЗФО функции по организации единой системы государственного кадастрового
учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет Управление Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СЗФО (Управление Росреестра
по СЗФО).
Функции органа кадастрового учета на территории региона осуществляет филиал Федерального
государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по СЗФО (филиал ФГБУ «ФКП
Росреестра» по СЗФО).
Основной задачей филиала является ведение и предоставление сведений из государственного
кадастра недвижимости на территории СЗФО. Филиал также реализует полномочия Росреестра в
СЗФО по оказанию государственных услуг в сфере регистрации прав сделок с недвижимостью и
предоставления сведений из Единого государственного реестра прав и сделок с недвижимостью.
Управлением ведения ЕГРН Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии проведен анализ решений
5
о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета
и (или) государственной регистрации прав за период с мая по август 2017 года (4 месяца). В
указанный период на рассмотрении находилось 322 заявления, рис. 4.
Количество рассмотренных заявлений (в зависимости от вида учетно-регистрационного действия)
приведено в таблице:
По результатам рассмотрения указанных заявлений государственными регистраторами принято
23 положительных решения
об осуществлении учетно-регистрационных действий, по 174 заявлениям приняты решения о
приостановлении, по 83 - в осуществлении государственного кадастрового учета и (или)
государственной регистрации прав было отказано, в 16 случаях заявление и представленные с
ним документы возвращены без рассмотрения, в 6 случаях осуществление учетнорегистрационных действий прекращено по заявлению правообладателя, еще по 20 заявлениям по
состоянию на 31.08.2017 срок принятия окончательного решения еще не наступил.
2.2. Предложения по совершенствованию системы управления территориями
Для оценки энергоэффективной политики необходим действенный механизм практической
реализации. Следовательно, в регионе нужны организации, отслеживающие и решающие
вопросы энергоэффективности региона с соответствующим финансированием.
Для планомерного градостроительного развития территории и формирования благоприятного
социально-экономического микроклимата необходим ряд мер, направленных на поддержание
здоровой экологической среды. Среди основных — экономное расходование природных
ресурсов, использование качественных продуктов, переработка и сортировка отходов и мусора,
экологическое воспитание населения.
Только благодаря соблюдению всех мер, направленных на сохранение природной среды и ее
восстановление, возможно достижение устойчивого социально-экономического развития
градостроительной территории и формирование ее градостроительной безопасности. В качестве
основных условий выступают: социальные, обеспечение экологической безопасности, повышение
конкурентоспособности региона, улучшение природной ситуации, формирование здоровой среды
для жизнедеятельности населения, снижение заболеваемости.
Разработчик проекта: ЗАО «НИИ СССАУ»
Цель проекта состоит ввыработке рекомендаций по внедрению проекта GONIA AQUA-PARK.
Стратегия проекта: развивать активный отдых.
Резюме: Решение генерального плана основано на принципе четкого функционального
зонирования с разделением потоков посетителей и системы обслуживания. Вокруг здания
запроектирован кольцевой проезд, обеспечивающий доступ пожарных автомашин. Здесь же
проектируется служебный вход в здание и стоянка служебных автомашин. Объемнопланировочное решение. Границы земельного участка, его положение относительно магистрали-
6
пляжного проспекта , контур береговой линии водоема, планировка окружающей парковой зоны
формируют «силовой контур» определяющий объемное построение и конфигурацию здания в
плане. Здание двухэтажное с цокольным этажом на 4-х метровом стилобате с доминирующим
повышенным объемом зала бассейна. Внутренняя структура здания основана на принципе
свободной планировки помещений. Основные функциональные блоки раскрываются в
центральный зал крытого водного парка с аттракционами длиной 96 м, перекрытый
шпренгельными фермами и пролетом 48 м.
Заключение
Здоровое общество и экономика невозможны в стране с постоянным ухудшением экологической
составляющей. По мере роста развития населения, его образованности увеличиваются и
требования к окружающей среде, поэтому недостаточно сформировать экологически
благоприятную обстановку, требуется комплексный подход, учитывающий состояние
архитектурной и природной среды, экологические, социальные и экономические факторы,
определяющие благоприятность и безопасность развития территории. Соответственно, при
формировании политики развития государства необходимо уделять внимание реализации и
разработке вопросам безопасности градостроительной территории.