Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. И. Кант создал логически последовательную философскую традицию, в которой он попытался дать ответы на важнейшие вопросы нашего бытия: «Что я должен делать?», «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?». Кант полагал, что любое знание берет свое начало с опыта. Тем не менее, оно им не ограничивается. Он считал, что некоторые знания порождаются посредством познавательной способности человека. Эти знания являются априорными – доопытными. Данную трактовку философии Кант неразрывно связывал с решением определенных трудностей, которые обусловлены ограниченными возможностями рационального уровня познания. Данная ограниченность является следствием деления мира на феномены (явления), которые доступны знанию, и не познаваемые ноумены (вещи в себе). Наличие трудностей не свидетельствует о невозможности философского познания. Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Решение задач Контрольные работы Эссе Критика разума И. Канта не должна останавливаться на аспектах теоретического разума, так как ее важнейшая задача должна базироваться на критике практического разума.
Цель работы – характеристика статуса методологического знания в философии И. Канта.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Анализ соотношения чувственного и рассудочного, а также разума и веры в теории познания Канта.
2. Определение соотношения теоретического и практического в подходе Канта о познании.
1. Общая характеристика теории познания И. Канта
Согласно теории И. Канта, процесс человеческого познания проходит три ступени: чувственное познание; рассудок; разум.
Чувственное познание
Кант признает существование двух миров: внешнего и внутреннего. Именно внешний предметный мир и носит название «вещи в себе». Все данные объекты воздействуют на человеческое восприятие и порождают наглядные представления об устройстве бытия.
Явление, в свою очередь, является предметом эмпирического наглядного представления. Данный элемент также имеет две стороны: материю, или содержание, которое дается при непосредственном опыте; его форма, которая трансформирует данные ощущения в определенный порядок.
Форма по своей сущности является априорной. Это значит, что она является предшественницей опыта и не имеет от него никакой зависимости. Так, форма является основой нашей души .
По мнению Канта, существует несколько чистых форм эмпирического наглядного представления: пространство и время.
Кант не признает пространство и время, как две объективные формы материального мира. Он полагает, что в мире «вещей в себе» не существует ни времени, ни пространства .
В соответствии с Кантом, пространство и время являют собою субъективные формы созерцания, которые налагаются посредством нашего сознания на все внешние объекты. Данное наложение является важным условием познания, так как вне пространства и времени мы не можем ничего познать.
Тем не менее, из-за этого в системе «вещей в себе» и явлений лежит определенная непреодолимая пропасть – трансцензус. Важно помнить, что мы можем знать лишь одни явления, и мы ничего не можем знать о вещах в себе.
Данная философская традиция Канта является дуалистической. Субъективизм пространства и времени объясняется посредством того, что все люди имеют одни и те же представления о них, вне зависимости от исторической эпохи или картины мира .
Невзирая на это, уже наука в XX веке смогла опровергнуть кантовские аргументы:
• объективные формы пространства времени являются изменчивыми и напрямую зависят от материи и движения;
• все субъективные представления о пространстве и времени являются различными у людей, в зависимости от образования, возраста и т.д.
• объективные формы времени и пространства изменяются и зависят от движения и материи .
Второй ступенью человеческого познания является рассудок. Если же посредством чувственности мы обретаем предмет, то мыслится он будет именно посредством рассудка.
Важно заметить, что познание может осуществляться лишь посредством их синтеза. Важнейшими орудиями рассудочного познания являются категории. Самые разнообразные явления объясняются при помощи категорий, которые придают нашим знаниям не эмпирический характер, интуитивный и научный, а всеобщий необходимый научный характер.
В соответствии с Кантом, рассудок является таким элементом, который не просто открывает законы природы, а попросту диктует их природе. Так, единство категорий и познавательная способность берут за свою основу не
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 2. - Ч. 1. - 2-е изд. - М., 2006.
2. Кант И. Основоположение метафизики нравов // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 3. - М., 1997.
3. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 3. - М., 1997.
4. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 4. - М., 2001.
5. Кант И. О поговорке «Может быть это и верно в теории, но не годится для практики» // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 1. - М., 1994.
6. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе // Сочинения в шести томах. - Т. 4. Ч. 2. - М., 1965.
7. Кант И. Пролегомены // Кант И. Сочинения : в 8 т. - Т. 4. - M., 1994.
8. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения : в 8 т. - Т. 6.
9. Кант И. Антропология // Кант И. Сочинения : в 8 т. - Т. 4. - М., 1994.
10. Кант И. Из рукописного наследия. - М., 2000.
11. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском праве // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т 1. - М., 1994.
12. Кант И. Спор факультетов // Кант И. Сочинения : в 8 т. - Т. 7. - М., 1994.
13. Кант И. Статьи и письма разных лет // Кант И. Сочинения : в 8 т. - Т. 8. - М., 1994.
14. Мальтер Р. К истории возникновения «Основоположения к метафизике нравов» и «Критики практического разума // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 3. - М., 1997.
15. Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие субстанции и понятие функции. М.: Гнозис, 2006. 400 с.
16. Коген Г. Теория опыта Канта / пер. с нем. В. Н. Белова. М.: Академический Проект, 2012. 618 с.
17. Лебедев С. А. Структура научной рациональности // Вопросы философии. 2017. № 5. С. 66-80.
18. Лебедев С. А., Коськов С. Н. Конвенционалистская философия науки // Вопросы философии. 2013. № 5. С. 57-69.
19. Тетюев Л. И. Теоретическая философия: проблема познания. Современные дискуссии вокруг теории познания. Саратов: Наука, 2010. 112 с.
20. Фуллер Лон Л.. Мораль права; пер. с англ. Т. Даниловой под ред. А. Куряева. - М.: ИРИСЭН,2007. 308 с..