Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Человек – существо социальное, а это значит, что мы постоянно взаимодействуем с разными людьми, т.е. общаемся. Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. Когда говорим об общении, мы имеем в виду не только речь как способ взаимодействия.
Общение – это основная деятельность человека, которая лежит в основе развития человеческого общества всех форм социального взаимодействия. И социальный мир невозможен без общения. Даже если человек не использует речь, он все равно задействован в процессе общения, так как средства для этого достаточно разнообразны.
В общении выделяются три стороны, которые связаны между собой:
- коммуникативная сторона (обмен информацией между участниками общения);
- интерактивная сторона (организация взаимодействия между людьми, согласовывание действий, распределение функций, влияние на настроение, поведение, убеждения собеседника);
- перцептивная сторона (восприятие друг друга партнерами по общению, установление на этой основе взаимопонимания).
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».
Целью данной работы является изучение видов общения.
Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ВИДОВ ОБЩЕНИЯ
1.1. Понятие об общении
Существует много разных определений понятия «общение». Это связано с тем, что разные ученые по-разному смотрят на природу общения.
В кратком психологическом словаре пишется, что «общение это сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».
А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми». А.А. Леонтьев понимает общение не как «интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолировано». Точка зрения А.А. Леонтьева на «общение как вид деятельности» поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.
Итак, общение – это связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
Проблема общения рассматривается также в трудах таких философов, как Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.
Учитывая такое большое количество взглядов на общение, его рассматривают с философской, социологической и психологической сторон.
Подход с точки зрения философии основывается на том, что общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.
Психологический подход определяется в специфической форме деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи давно отметили присутствие главной потребности у личности – потребности в общении, поскольку это важный фактор самоформирования личности.
Социологический подход проявляется в том, что общение - это способ передачи информации от одного человека другому. Сюда же относится и понятие общения как процесса установки и эволюции контактов между людьми или группами людей.
На данный момент понятно, что общение - это совместный вид деятельности людей, на котором основываются все остальные виды совместной деятельности.
Общение – это уникальный вид взаимодействия людей. И эта уникальность проявляется в том, что все виды деятельности строятся по принципу субъект – объект, то есть человек воздействует и меняет объект, - то, на что направлена его деятельность. Общение же обычно строится по принципу субъект-субъект, то есть равноправное взаимодействие двух индивидов.
В структуре общения выделяются три стороны:
- восприятие
- коммуникация
- взаимодействие
Следовательно, из этого выводятся три основные функции общения:
1) Перцептивная функция, или аффективно-коммуникативная. Она проявляет эмоциональную сферу человека, его отношение к тому, что его окружает.
2) Информационно-коммуникативная функция. Это функция обмена информацией. Именно эту функцию чаще всего ассоциируют с понятием общения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. - 108 с.
2. Практическая психология: Учебник. Спб.: «Дидактика Плюс», 1997. - 336 с.
3. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 304 с.
4. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 512 с. С. 436.