Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальную политику на сегодняшний день понимают в качестве государственной поддержки наименее защищенных групп населения, тем самым принимая социальную политику как социальную защиту и социальное обеспечение населения. В общем и целом социальная политика является системой целенаправленных государственных мероприятий по налаживанию отношений с различными социальными группами населения для улучшения общественного благосостояния, повышения уровня и качества жизни, разумного использования трудового потенциала. Вышеописанный подход, в конце концов, должен отразиться на эффективности функционирования экономики государства.
Так, социальная политика определяется как целенаправленная деятельность государства, призванная повысить уровень социальной справедливости в обществе и создать равные условия для развития и реализации потенциала каждого его члена. Государство в цивилизованном обществе считается центральным, но не единственным субъектом социальной политики. Его роль определяется ролью множества институтов гражданского общества, которым государство доверяет определенные функции. Исключительность государства состоит в том, что оно отвечает за социальную стабильность в обществе, постоянство социального положения граждан, семей, социальных групп, общества в целом. Данные черты определяют саму природу государства, как исключительного политического и правового субъекта, который обладает целям рядом властных полномочий. Суть социального государства, выраженная международным сообществом для современного типа рыночной экономики, заключается в упорядочении жизни общества на принципах гуманизма в политической и правовой сфере, исполнении комплекса социально-защитных функций, создании таких условий, при которых могло успешно развиваться гражданское общество.
В развитых странах мира с рыночной экономикой создались разные модели социальных государств и, безусловно, различные рычаги управления и реализации социальной политики. Среди прочих выделяют следующие модели: либеральную, консервативную, корпоративную и социал-демократическую. Различие данных моделей прослеживается в степени участия в реализации социальной политики, во-первых, трех ее основных субъектов - государства, корпорации, личности, а во-вторых - иных институтов гражданского общества. Каждая модель основывается на определенном принципе, который выливается из соотношения доли участия в реализации социальной политики ее основных субъектов.
В данной работе представлены все вышеуказанные модели и дана краткая характеристика каждой из них.
1.Определение понятия социального государства и его признаки
Понятие социального государства направлено на создание любому гражданину всяческих благоприятных условий существования, реализацию собственных талантов и способностей, обеспечение высокого уровня социальной неприкосновенности. Безусловно, лишь некоторые государства могут быть социальными. Такого рода государства стремятся достигнуть повышения уровня жизни, душевого потребления товаров и услуг. Так, социальными государствами считаются Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ. Франция и др.
Признаками социального государства являются:
1. Благоприятный уровень жизни. Государство в ответе за обеспечение каждого гражданина прожиточным минимумом, который обеспечивает достойную жизнь своим гражданам. Данная функция может быть осуществлена с помощью справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения.
2. Социальное равенство. Имеется в виду не уравнивание всех слоев населения. Социальное равенство в данном случае подразумевается как равноправие стартовых возможностей, а не эквивалентность результатов деятельности. Выражение социального неравенства происходит в возрасте, образовании, районе проживания, здоровье, специальности, поле и т.п.
3. Социальная неприкосновенность тех, кто лишился дохода в связи с болезнью, инвалидностью, со старостью, потерей кормильца, безработицей, а также оплатой расходов на медицинское обслуживание.
4. Повышение благосостояния всего общества. К Критериям благосостояния обычно относят уровень нищеты. Развитые страны не превышают уровень бедности выше, чем на 10%.
2. Суть социального государства
Социальное государство является особым типом современного высокоразвитого государства, в котором имеет место высокий уровень социальной защищенности всех граждан путем активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, наличию в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство представляет собой сближение целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.
Механизм становления социального государства рассматривается на следующих уровнях:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Авцинова Г.И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления/ Г.И. Авцинова // Соц. - гуманитар. знания.- 2016.- №3.- С.30 - 104.
2. Шарков Ф.И. Основы социального государства: Учебник/ Ф.И. Шарков. - М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 314 с.
3. Волгин, Н.А. Социальное государство: Учебник: [Для вузов по специальности] / Н.А. Волгин, Н.Н. Гриценко, Ф.И. Шарков. - М.: «Дашков и К», 2016. - 414 с.
4. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. "Политология". 2018. № 2.
5. Шарков Ф.И. Основы социального государства: Учебник для бакалавров/ Ф.И. Шарков. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 304 с.