Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях экономического развития России одной из актуальных задач является
совершенствование форм и методов управления государственной и муниципальной собственностью и повышение эффективности ее использования. Стабильное развитие экономики России зависит как от финансово-экономического состояния всех хозяйствующих субъектов, так и от эффективного функционирования государственной собственности в экономике страны.
Государственные и муниципальные предприятия являются важными и объективно необходимыми элементами структуры современного общества, связанными с ролью государства в экономике,
наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство,
подчиненное интересам получения прибыли. С помощью данных предприятий государство решает многие экономические и социальные задачи
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Финансовые фонды государственных и муниципальных предприятий
Финансы предприятий являются самостоятельным звеном финансовой системы. Это основа финансовой системы, т.к. в этом звене формируется национальный доход, который, распределяясь и
перераспределяясь, поступает в централизованные денежные фонды государства и муниципальных образований.
Финансы предприятий – это общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления финансовой деятельности предприятия. Финансовая деятельность предприятия – это деятельность по созданию, распределению и исполнению денежных средств предприятия, которые
поступают в целевые фонды предприятия[8].
В основе финансовой деятельности предприятия лежат следующие принципы:
- материальной заинтересованности;
- финансовой самостоятельности;
- самофинансирования и самоокупаемости;
- планирования и прогнозирования;
- ответственности должностных лиц предприятия за результаты финансовой деятельности;
- обеспеченности рисков финансовыми ресурсами;
- участия трудового коллектива в финансовой деятельности;
- контроля.
1.2 Финансовые фонды бюджетных организаций
Под финансами любой бюджетной организации понимаются следующие формы денежных отношений:
1) изменения в бюджете в процессе создания отраслевых денежных фондов (образование, культура, здравоохранение и т.д.);
2) в ходе взаимодействия отраслевых органов управления и подведомственных организаций, а
также в процессе внутреннего управления денежными средствами, связанными с выплатами заработной платы и экономического стимулирования, применением и с перераспределением денежных средств по целевому назначению;
3) между хозяйствующими субъектами различных секторов и отраслей в процессе формирования
и использования внебюджетных средств;
4
4) между хозяйствующими субъектами и потребителями товаров (услуг), по результатам которых
создаются финансовые ресурсы бюджетных учреждений [12].
Стоит добавить, что финансы учреждений так же участвуют в процессе оказания услуг физическим
и юридическим лицам и идут на развитие материально-техническихой базы учреждения.
Финансы бюджетных организаций отличаются специфической формой движения денежных
средств, определенными условиями и последовательностью формирования и использования денежных фондов по целевому назначению.
В современных условиях рыночной экономики муниципальные бюджетные учреждения имеют
право оказывать разнообразные услуги на платной основе. Данные изменения привели к переходу на новые условия хозяйствования государственных учреждений и значительному расширению
источников их финансовых ресурсов.
2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1 Проблемы правового регулирования образования финансовых ресурсов государственных и
муниципальных предприятий
Действующая система управления государственными предприятиями в России доказала свою недееспособность. В последние годы реформ в России и других странах постсоветского пространства
признается тот факт, что именно государство способно принимать долгосрочные, стратегические
решения в условиях экономической нестабильности. Практика также показывает, что эффективная
реализация функций, возложенных на государство, возможна только при наличии адекватной системы государственного регулирования и управления государственными предприятиями в том
числе. Конкретное использование мер государственного регулирования определяется задачами
развития экономики страны в соответствующий период и продолжительности осуществления экономических преобразований.
С переходом к рыночной экономике интерес ученых к теоретическим и прикладным вопросам
управления государственными предприятиями ослаб. Законодательное поле, которое определяло особенности функционирования государственных предприятий, также было далеко не совершенным и не обеспечивало эффективного функционирования субъектов хозяйствования. Снижение роли государственного управления, дезорганизация в осуществлении важных функций исполнительной власти во многом является следствием неправильного подхода к экономическим реформам, в основе которого была убежденность в безграничных возможностях самоорганизации
рынка и необходимости устранить государство от управления экономикой.
В настоящее время роль указанных предприятий возрастает, о чём свидетельствует принятие и в
развитие соответствующих положений Гражданского кодекса РФ Федерального закона от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [2].
Данный закон, определяя правовой статус унитарных предприятий и другие вопросы их организации и деятельности, направлен на повышение эффективности их работы и оптимизацию использования государственного и муниципального имущества. В то же время, и с принятием данного
закона не удалось выработать единый научно обоснованный подход к пониманию правовой сущ-
5
ности унитарных предприятий, их места в системе юридических лиц. И, в первую очередь потому,
что вниманием был обойден административный механизм, обеспечивающий их правовой статус.
Вместе с этим Конституцией РФ предусмотрено, что правовые основы предпринимательства
определяются исключительно законами России. Предпринимательство осуществляется на основе
самостоятельного формирования предпринимателем программы деятельности в соответствии с
законом. Таким образом, введение планирования деятельности государственных унитарных
предприятий и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых определенный процент акций
(долей, паев) принадлежит государству, что требует законодательного урегулирования.
2.2 Пути решения проблем формирования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий
В соответствии с выявленными проблемами финансирования государственных предприятий
определим пути их решения. Так, одним из способов снижения влияния оговоренных проблем
является такое понятие, как планирование. При традиционном бюджетном финансировании, гарантировавшем регулярное поступление средств, финансовое планирование государственных
учреждений не имело смысла.
Однако сегодня, когда государственные предприятия вынуждены искать свое место на рынке,
обеспечивать себе дополнительные источники поступления финансов, данное направление становится одним из важнейших способов в вопросе разрешения финансовых проблем государственных учреждений, поскольку от этого во многом зависит их существование и дальнейшее развитие. Очевидно, что рациональное планирование способно сбалансировать доходы и расходы
государственных учреждений. К сожалению, такая мера не может повлиять на самофинансирование со стороны государства, однако это позволит выявить пробелы в бюджете отдельно взятой
организации, сократить задолженность, а соответственно и уменьшить экономический дисбаланс
предприятия, повысить его конкурентоспособность на рынке предоставляемых услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя краткие итоги проведенного исследования, можно сказать, что в современном социально-экономическом положении России наметился ряд серьезных проблем в сфере финансирования государственных учреждений. В этом аспекте решительную роль сыграют действия Правительства Российской Федерации. Введенные новые направления в финансировании государственных предприятий должны стать отправной точкой в реформировании данной системы. Однако не стоит забывать о том, что экономический рост и стабильность отдельно взятого учреждения во многом зависит и от самого предприятия. Совершенно очевидно, что введение новых мер
по решению проблем финансирования государственных предприятий только в комплексе способны повлиять на социально-экономическое развитие. Именно поэтому основной выход в решении
финансовых проблем мы находим также и в планировании целей и задач использования бюджета
организации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
6
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от
30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. N 32. ст. 3302.
2. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от
14.11.2002 № 161-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. N 48. ст. 4746.
3. Бондаренко М.А. Проблемы правового регулирования образования финансовых ресурсов
государственных унитарных предприятий // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — №
10(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 50-56.
4. Ашмарина Е.М. Финансовое право. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014.
5. Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Финансовое право в вопросах и ответах: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014.
6. Дуплинская Е.Б. Суверенные фонды России: анализ ситуации // Вестник Омского университета. Серия Экономика. 2015. № 1. С. 13–18.
7. Иванов И.С. Краткий курс финансового права: учебное пособие // СПС КонсультантПлюс.
2013.
8. Колобова Е.Ю. Особенности правового положения государственных унитарных предприятий // Инновационная наука. 2017. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostipravovogo-polozheniya-gosu... (Дата обращения: 21.04.2019)
9. Орлов Евгений Владимирович Унитарные предприятия: история, основы деятельности,
перспективы // Известия ТулГУ. Экономические и юриди-ческие науки. 2014. №5-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/unitarnye-predpriyatiya-istoriya-osnov... (Дата обращения:
21.04.2019).
10. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации: правовая доктрина и
практика обеспечения: дис. …д-ра юрид.наук. М.: Изд-во «Юридическая фирма Контракт», 2016.
453c.
11. Упоров И.В. Финансовое право [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / И.В. Упоров, О.В. Старков. — Электрон.
текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 359 c. — 978-5-238-02477-6. — Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/59310.html
12. Фадеева И.В. Финансовое право. Общая часть [Электронный ресурс] : учебное пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / И.В. Фадеева. — Электрон.
текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 43 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55535.html
13. Финансы учреждений [Электронный ресурс] // сайт «Финансовый анализ и менеджмент»
— URL http://finance-place.ru/finansy-predpreyatiy/finansj-organizaciy.html (дата обращения: 01.02.
2018
14. Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль,
ответственность: учебно-практическое пособие. – М.: Норма, 2013.
7
15. Эриашвили Н.Д. Финансовое право [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов /
Н.Д. Эриашвили, А.И. Григорьев. — 4-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,
2017. — 663 c. — 978-5-238-02936-8. —Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71067.html