Фрагмент для ознакомления
2
Ситуация 1
С начала семестра студент чувствует неприязнь со стороны преподавателя, который игнорирует
его на семинарах, занижает оценки за ответы. Студент беспокоится о предстоящем экзамене.
Вопросы и задания:
1. Ориентируясь на психологические особенности партнера, напишите максимальное количество
рекомендаций по оптимизации межличностного взаимодействия в данной ситуации.
Ответ:
Главное в деятельности преподавателя не допускать конфликты способные ухудшить
межличностные отношения между ним и студентом. Но есть конструктивные конфликты между
сторонами учебного процесса, обусловленные различными точками зрения, разностью
творческих подходов. Эти конфликты могут иметь позитивное значение, если преподаватель
направит свои усилия, чтобы такой «производственный» конфликт перерос в сотрудничество, что
способствует становлению личностной позиции студента.
Ситуация 2
Десятиклассники пишут контрольную работу. Один из них подглядывает в тетрадь. Учитель делает
замечание и требует эту тетрадь. Ученик прячет тетрадь в портфель и твердо отвечает: -Не дам! И
сколько учитель не настаивал, все было напрасно. Пришлось парня выставить за дверь, а в журнал
поставить двойку. Лишь позднее выяснилось, что тетрадь была из другого класса, и юноше не
хотелось подводить товарища.
Вопросы и задания:
1. Докажите, что это конфликт.
2. Определите его вид.
3. Выявите, каким способом он разрешен. Оцените «соблюдение педагогом правил поведения в
конфликте.
Ответ:
1. Процесс обучения и воспитания детей практически невозможен без возникновения
конфликтных ситуаций.
Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в
противоречии сторон.
С нашей точки зрения, противоречием можно считать диалог, т.е. речевое действие, когда
высказываются различия сторон.
Конфликтом мы будем считать любые речевые действия сторон, направленные на нанесение
ущерба любого рода противоположной стороне.
2. В данном случае Педагогический конфликт. В частности, конфликт отношений. он часто
возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как
правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают
длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
3. То, что учитель поставил двойку за отсутствие на уроке – неправомерно. Этого учитель делать
не вправе, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется
только для оценивания знаний учащихся.
Ситуация 3
Директор частной фирмы обещал своим сотрудникам солидную премию к Новогодним
праздникам. Но из-за срыва партнерами поставки крупной партии товара прибыль оказалась
незначительной, что не позволило руководству выполнить свое обещание. Среди работников
фирмы зреет недовольство.
Вопросы и задания:
1. Подберите относительно данной конфликтной ситуации наиболее оптимальные стратегии
поведения (сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление).
2. Опишите конкретные действия всех возможных участников конфликта.
Ответ:
1. Избегание – это поведение в конфликтной ситуации, которое выражается самоустранением,
игнорированием или фактическим отрицанием конфликта.
Формы ухода могут быть разными: Вы молчите, выключаясь из обсуждения вопроса,
демонстративно удаляетесь с переговоров или обиженно уходите с полным отказом от
дальнейших дружеских и деловых сношений с конфликтующей стороной, язвительно отпуская
замечания по поводу оппонентов за «их спиной».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бодалев, А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. – 2018. – № 1.
– С. 124 – 126.
2. Бороздина, Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник и практикум для
академического бакалавриата / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. – Люберцы: Юрайт, 2016.
3. Веденов, А. В. Потребность в общении // Советская педагогика. 2018.
4. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 2016.
5. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2013.