Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Под бизнесом понимается любая предпринимательская деятельность, которая призвана генерировать чистую прибыль от производства и продажи товаров или же оказания каких-либо услуг. Он бывает малым, средним и крупным, и в зависимости от этого имеет менее или более сложную структуру, определить реальную стоимость которой бывает совсем непросто. Оценка стоимости бизнеса должна учитывать все многообразие структуры и условия её функционирования.
Актуальность исследования заключается в том, что оценка стоимости бизнеса позволяет привлечь инвесторов для его развития, для открытия новых производств и направлений. Стоимость бизнеса – это, прежде всего, наиболее объективный показатель функционирования компании. Собственно говоря, оценка бизнеса – это технологический, организационный и финансовый анализ перспектив и текущей деятельности организации.
Целью работы является проведение анализа управления стоимостью компании.
Задачи работы: рассмотрение методологических основ оценки стоимости бизнеса;
Объектом исследования – методы оценки стоимости компании.
Предметом исследования является методология управления стоимостью компании.
Базой исследования выступили данные компании и информационные источники, а также работы таких авторов, как, Дэвис С.М., Котлер Ф., Москаленко И., Бессуднов А., Калиновский В., Заварихин Н.М. и др.
1. Стоимость компании как целевая функция управления
1.1. Основы оценки стоимости компании
При оценке фирмы учитывают многие факторы. При этом следует отметить, что в зависимости от организации, главные критерии оценки могут существенно отличаться. Если это промышленные объекты (фабрики и заводы), то основным является стоимость того комплекса имущества, которое им принадлежит. Если компания относится к торговой сфере или к сфере услуг, то это генерируемый ими доход [5, с. 25].
Развитие рынка слияний и поглощений M&A привело к значительному росту числа сделок купли-продажи, как самих компаний, так и их различных частей. Все это вынуждает оценщиков учитывать тот факт, что стоимость фирмы не может значительно отличаться от аналогичной суммы при продаже подобной компании.
На сегодняшний день в нашей стране оценка бизнеса представляется одним из дискуссионных вопросов оценочной деятельности. Дело в том, что сегодня в России большое количество малых фирм в своей работе применяют упрощенную систему налогообложения. Поскольку у таких хозяйствующих субъектов, как правило, отсутствует перечень основных средств, не имеется документального подтверждения наличия основных средств в собственности, а также данных о кредиторской и дебиторской задолженности, система бухгалтерского учета не развита, то естественно, что это существенно усложняет работу оценщика бизнеса в процессе оценки стоимости таких предприятий.
В таких условиях рыночная оценка бизнеса возможна в рамках только доходного подхода. Но и тут возникают проблемы. В том случае, если в качестве объекта оценки выбран объект малого бизнеса с фондоемким характером предоставляемых услуг (например, магазин или гостиница), то процедура прогнозирования будущих денежных потоков и определения стоимости такого бизнеса доходным подходом не представляется трудоемкой.
Но если мы определяем стоимость бизнеса, основанного на предоставлении услуг, таких, как, например, консалтинг, оптовая торговля и т.д., то тогда возникает проблема клиентской базы или оценки личного вклада руководителя в формирование денежных потоков (т.е. так называемая предпринимательская способность).
В Москве зарегистрировано множество предприятий и организаций, которые на 100 % завязаны либо на одного крупного клиента, либо на них завязаны другие компании, имеющие личные (деловые, семейные, рабочие) связи с топ- менеджерами. При уходе такого менеджера из данного бизнеса часть клиентов автоматически уходит вслед за ним [7, с. 36]. Оценить стоимость такого предприятия неимоверно сложно, а получение в будущем спрогнозированных денежных потоков будет иметь очень низкую степень достоверности. Вероятность же перехода или переманивания таких менеджеров в другую компанию в связи со сменой собственника данного бизнеса или его продажей весьма высока. Это может произойти в связи с реструктуризацией компании, которую может инициировать новый ее владелец.
Зачастую для принятия срочных управленческих решений требуется сделать экспресс-оценку бизнеса компании. Для проведения такой экспресс-оценки бизнеса действующего предприятия необходимо будет ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Если компания динамично развивается или находится в стабильном положении, то в принципе ее стоимость равна стоимости чистых активов на дату оценки. Это все справедливо, если активы предприятия учтены на балансе по рыночной стоимости. Если же нет, то будет необходимо провести оценку активов предприятия или оценку основных средств предприятия. В результате получится приблизительная оценка рыночной стоимости предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акулич М.В. Оценка стоимости бизнеса; Питер - М., 2017. - 212 c.
2. Асват Дамодаран Оценка стоимости активов; Попурри - М., 2017. - 552 c.
3. Андреева, Т.В. Цепочка создания стоимости продукта: формирование и оценка эффективности: Монография / Т.В. Андреева. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 170 c.
4. Бусов, В.И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник для академического бакалавриата / В.И. Бусов, О.А. Землянский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 382 c.
5. Валдайцев, В.С. Оценка бизнеса и инноваций: Учебное пособие для студентов и преподавателей. / В.С. Валдайцев. — М.: Филинъ, 2016. — 486 с.
6. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. / С.В. Валдайцев. — GUMER-INFO, 2017. — 720 с.
7. Валеева Р.Ш. Общие вопросы регулирования и защиты интеллектуальной собственности организаций в России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 160-166.
8. Васильев И. Практика создания товарных знаков / Иван Васильев. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 272 c.
9. Вацковский, Ю. Ф. Доменные споры. Защита товарных знаков и фирменных наименований / Ю.Ф. Вацковский. - М.: Статут, 2015. - 192 c.
10. Ванэкен Б. Бренд-помощь: Пер с англ. И. Малоковой /Под ред. В. Домнина. – СПб.: Питер, 2015. – 336 с.
11. Галынчик Т.А. Интеллектуальная собственность в России // Концепт. – 2016. – С. 52.
12. Глядков, С. В. Англо-русский словарь по патентам и товарным знакам / English-Russian Dictionary of Patents and Trademarks / С.В. Глядков. - М.: Руссо, 2013. - 232 c.
13. Гибельнева Е.А. Система экономической безопасности организаций розничной торговли: актуальные угрозы // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 129-133.
14. Городникова Н.В. Индикаторы инновационной деятельности: 2017. Статический сборник/ Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский // М.: НИУ ВШЭ, 2017. — С. 30.
15. Григорьев, В.В. Оценка предприятия: теория и практика. / В.В. Григорьев. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2016. — 320 с.
16. Дамодаран, А. Оценка стоимости активов / А. Дамодаран; Пер. с англ. П.А. Самсонов. - Мн.: Попурри, 2012. - 272 c.
17. Домнин В. Н. Брендинг. Новые технологии в России. – 2-е изд. СПб.: Питер, 2014. – 381с.
18. Есипов, В.E. Оценка бизнеса: учебник /В.Е. Есипов. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
19. Жарылгасова, Б.Т. Оценка стоимости земельных участков / Б.Т. Жарылгасова. - М.: КноРус, 2012. - 264 c.
20. Землянский, О.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник для бакалавров / В.И. Бусов, О.А. Землянский, А.П. Поляков; Под общ. ред. В.И. Бусова. - М.: Юрайт, 2013. - 430 c
21. Ильин М. О. Оценка стоимости бизнеса. Курс лекций; ГОУВПО ВАВТ Минэкономразвития России - М., 2017. - 90 c
22. Касьяненко Т. Г., Маховикова Г. А. Оценка стоимости бизнеса. Учебник (+ CD-ROM); Юрайт - М., 2015. - 414 c.
23. Касьяненко Т. Г., Маховикова Г. А. Оценка стоимости машин и оборудования. Учебник и практикум: моногр. ; Юрайт - М., 2014. - 496 c.
24. Касьяненко Т.Г. Оценка стоимости бизнеса (+ CD-ROM); Юрайт - М., 2014. - 353 c.
25. Касьяненко, Т.Г. Оценка стоимости бизнеса: Учебник для академического бакалавриата / Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 412 c.
26. Косорукова, И.В. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса: Учебник / И.В. Косорукова. - М.: МФПУ Синергия, 2016. - 904 c.
27. Кузин, Н.Я. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности: Учебное пособие / Н.Я. Кузин, Т.В. Учинина, Ю.О. Толстых. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c.
28. Касьяненко, Т.Г. Оценка стоимости бизнеса: Учебник для академического бакалавриата / Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 412 c.
29. Косорукова, И.В. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса: Учебник / И.В. Косорукова. - М.: МФПУ Синергия, 2016. - 904 c.
30. Кэхилл, М. Инвестиционный анализ и оценка бизнеса: Учебное пособие / М. Кэхилл.. - М.: ДиС, 2012. - 432 c.
31. Медведева Ольга Владимировна Основы оценки стоимости нематериальных активов; Феникс - М., 2016. - 427 c.
32. Натенберг Шелдон Опционы. Волатильность и оценка стоимости. Стратегии и методы опционной торговли; Альпина Паблишер - М., 2015. - 546 c.
33. Оркина Е.А. Оценка стоимости интеллектуальной собственности; Феникс - М., 2017. - 339 c.
34. Оценка бизнеса: Учебник / А.Г. Грязнова, М.А. Федотова. – М.: «Финансы и статистика», 2011. – 387 с.
35. Основы оценки стоимости имущества; КноРус - М., 2015. - 272 c.
36. Оценка стоимости бизнеса. Учебник; КноРус - М., 2015. - 320 c.
37. Парамонова, Т.Н. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. - М.: КноРус, 2013. - 288 c.
38. Парамонова, Т.Н. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. - М.: КноРус, 2013. - 288 c.
39. Петров, В.И. Оценка стоимости земельных участков.: Учебное пособие / В.И. Петров; Под ред. М.А. Федотова. - М.: КноРус, 2012. - 264 c.
40. Петров В. И. Оценка стоимости земельных участков; КноРус - М., 2016. - 264 c.
41. Под редакцией Косоруковой И. В. Оценка стоимости имущества (+ CD-ROM); Синергия - М., 2017. - 385 c.
42. Рутгайзер В. М. Оценка стоимости бизнеса; Маросейка - М., 2017. - 432 c.
43. Рутгайзер В.М. Оценка стоимости бизнеса. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2014. – 312с.
44. Спиридонова, Е.А. Оценка стоимости бизнеса: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Спиридонова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 299 c.
45. Феррис Кеннет , Барбара Пешеро Пети, Феррис Кеннет Оценка стоимости компании. Как избежать ошибок при приобретении; Вильямс - М., 2017. - 256 c.
46. Хаббард Дуглас Как измерить все, что угодно. Оценка стоимости нематериального в бизнесе; Олимп-Бизнес - М., 2016. - 298 c.
47. Щербаков, В.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). / В.А. Щербаков. — М.: Издательство Омега, 2016. — 288
48. Чеботарев, Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2015. - 256 c.
49. Чеботарев, Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2015. - 256 c.
50. Эванс, Ф. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях / Ф. Эванс. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 332 c.