Фрагмент для ознакомления
2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИ-КА»
Сравнительный анализ законодательства о соблюдении тишины
и покоя граждан в ночное время в Санкт-Петербурге и Франции
Право на тишину и покой является одним из основных прав челове-ка, в большинстве стран оно провозглашено на конституционном уровне, в том числе и в России. Согласно ч.5 ст.37 Конституции Российской Федера-ции (далее – Конституция РФ) каждый имеет право на отдых, при этом в соответствии с ч.3 ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод че-ловека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Следует отметить, что аналогичные положения закреплены и в междуна-родных правовых актах – ст.24 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и п. «d» ч.1 ст.7 Международного пакта об экономиче-ских, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. провозгла-шают в качестве неотъемлемого права каждого индивида право на отдых и досуг. Указанное право предполагает, что каждый может в ночное время пользоваться покоем и тишиной. Нарушение покоя граждан, находящихся дома в ночное время, также является несоблюдением требований ст.8 Кон-венции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., ко-торая гласит: «Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища».
В большинстве стран Европы приняты нормативные акты, достаточ-но подробно регламентирующие различные аспекты указанной проблемы, в том числе и вопросы привлечения к различным видам ответственности за нарушение тишины в ночное время. В нашей стране на федеральном уровне все данный вопрос не регламентирован.
Несмотря на то, что на большинстве сайтов в Интернете пишут о том, что существует некий федеральный «Закон о тишине», его нет и в природе. Ряд юристов ссылается на положения Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе-ления», в котором, однако, никаких норм, непосредственно регламенти-рующих данные вопросы, найти не удалось, никак не регламентируется этот вопрос и в Кодексе Российской Федерации об административных пра-вонарушениях (далее – КоАП РФ), поскольку данные вопросы отнесены к сфере ведения субъектов Российской Федерации. Конституция РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов защиту прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности (п. «б» ч.1 ст.72), а также административное законодательство (п. «к» ч.1 ст.72). Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях закреплены в нормах КоАП РФ (ст.ст.1.1, 1.3., 2.1, 22.1) и Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих прин-ципах организации законодательных (представительных) и исполнитель-ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст.26.3). В соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодатель-ством субъектами РФ приняты различные нормативные акты, устанавли-вающие административную ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время. При этом на региональном уровне существует несколько вариантов регламентации: соответствующие нормы включаются в обобщающий закон субъекта РФ об административных правонарушени-ях, совершаемых на его территории (Санкт-Петербург, Дагестан, Красно-ярский край); в специальных законах субъектов РФ, которые регламенти-руют соблюдение тишины и покоя граждан в ночное время и одновремен-но устанавливают ответственность за указанное правонарушение (Москва, Московская область, Республика Саха (Якутия); в региональных законах, регламентирующих соблюдение общественного порядка, и отдельно в за-конах субъектов РФ, устанавливающих административную ответствен-ность за нарушение тишины и покоя (Челябинская область). Последний вариант встречается реже.
Необходимость регламентации данного вопроса в современных условиях общественной жизни не подвергается сомнению. Соблюдение по-коя и тишины как форма реализации конституционного права граждан на отдых является показателем уровня правовой культуры, которая как непо-средственно, так и опосредованно формируют ту реальность, из которой в конечном итоге и складывается правопорядок в обществе. В связи с этим важное значение в формировании российского правового государства имеет решение задач по совершенствованию законодательства, призванно-го обеспечить охрану общественного порядка.
В связи с этим представляется актуальным провести сравнительно-сопоставительный анализ законодательства одного из субъектов Россий-ской Федерации – Санкт-Петербурга и законодательства одной из евро-пейских стран, регламентирующего данные аспекты.
В качестве объекта сравнения мы выбрали законодательство такой страны, как Франция. Если честно, этот выбор был сделан не в результате какого-то анализа, а простым путем поиска по Интернету по запросу «за-конодательство о нарушении тишины в странах Европы». В результате нами были обнаружены несколько сайтов с соответствующими норматив-ными актами, которые и были изучены нами (в первую очередь речь идет о специальном сайте «Центра информации о тишине» - www.bruit.fr). Ре-зультаты такого изучения представлены далее. Отметим, что в рамках нашего анализа мы в большей степени сосредоточимся на «шумных пра-вонарушениях», ответственность за которые предусмотрена для граждан.
Для начала отметим, что в нашем городе вопросы соблюдения ти-шины в ночное время не решаются специальным законом, хотя раньше та-кая практика существовала. Начиная с 2004 г. в Петербурге действовал Закон от 24 декабря 2003 г. № 793-2 «Об административной ответственно-сти за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на территории Санкт-Петербурга». Однако в связи с принятием «объединительного» за-кона, который свел все административные правонарушения, предусмот-ренные городским законодательством в один нормативный акт, данный Закон был признан утратившим силу. В настоящий момент данная про-блема регламентирована