Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что идея правового государства тесно связана с концепцией разделения властей. Либеральное правовое государство заинтересовано в известном ослаблении государственной власти путем осуществления принципа ее разделения. В этой связи возникает проблема реального формирования и зависимости механизма разделения властей от определенного базисного начала.
Становление и развитие федерализма, провозглашенного Конституцией Российской Федерации 1993 г., неразрывно связано с построением региональной системы разделения властей. Изучение особенностей построения указанной системы важно для построения на региональном уровне эффективного механизма реализации принципа разделения властей.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с разделением властей в государстве.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие отношения, возникающие в связи с разделением властей, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится комплексный анализ принципа разделения властей, концепции и практики.
Задачами работы является:
• изучить концепцию разделения властей;
• проанализировать практическую реализацию принципа разделения властей, в том числе: законодательную, исполнительную и судебную власть;
• выявить проблемные аспекты реализации принципа разделения властей;
• определить перспективы развития реализации принципа разделения властей.
Теоретическую основу данного исследования составили работы таких авторов как: Авакьян С.А., Колюшин Е.И., Лукьянов А.И., Гранкин И.В., Витрук Н.В., Марченко М.Н., Иванников И.А., Оксамытный В.В., Сырых В.М, и других.
Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, а также специальные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, которые позволили всецело исследовать данную тематику.
Нормативно-правовой основой данной работы составили международные и внутригосударственные нормативные правовые акты, официальные документы, статистические данные, обзоры юридической практики, справочная литература.
Эмпирическую основу составили результаты анализа правоприменительной практики по исследуемой теме, в том числе материалы судебной практики, а также источники аналитической информации, размещенные на сайтах различных органов и организаций.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Концепция и практика разделения властей
Классическая формула разделения властей определяет всем известную триаду - существование законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако наряду с органами, представляющими соответствующие ветви власти, действуют и иные государственные органы, правовой статус которых, место в системе разделения властей являются предметом продолжительной дискуссии.
До сих пор нет однозначной позиции в отношении, в частности, правового положения таких органов государства, как Президент РФ, прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, Центральный банк РФ, избирательные комиссии и комиссии по проведению референдума, Счетная палата РФ, Следственный комитет РФ, Администрация Президента РФ, полномочные представители Президента РФ.
На практике такая неопределенность порождает множество коллизий и вынесение судебных решений в отношении одних и тех же органов с применением к ним различного подхода в определении их статуса (круга полномочий и объема ответственности). В связи с этим представляется весьма актуальным решить, какую роль выполняет каждый из имеющихся федеральных органов в государстве и какое ему место отведено в системе управления.
На основе анализа полномочий, порядка формирования и деятельности государственных органов различного типа можно заметить, что система государственных органов (органов государства) складывается из следующих элементов:
1) характера имеющихся у государственного органа полномочий;
2) степени необходимости в осуществлении деятельности государства;
3) функциональном предназначении;
4) целевой направленности деятельности;
5) формы (степени) представительства интересов населения;
6) кураторства, то есть определенной зависимости (в силу порядка формирования, подконтрольности, а порою и ответственности) от того или иного органа власти;
7) степени самостоятельности.
Система органов власти в ныне действующем законодательстве определена не четко. Так, в самой Конституции РФ допущено противоречие: в ст. 10 следует указание на то, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а в ч. 1 ст. 11 в числе органов государственной власти названы Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, федеральные суды. И так как глава государства не отнесен ни к исполнительной ветви власти, ни к законодательной, ни к судебной, то можно предположить, что конституционно признанными на сегодняшний день являются 4 ветви власти: законодательная (представительная), исполнительная, судебная и президентская. Однако в научной литературе правовой статус последней не имеет однозначных оценок, и многие исследователи признают за высшим должностным лицом государства осуществление исполнительных полномочий, а потому называют его еще главой исполнительной ветви власти.
Имеются и попытки представить систему различного типа органов власти. Так, недостаточно обосновано выделение наряду с законодательной, исполнительной, судебной каких-либо иных ветвей власти; следует вести речь об обособлении таких государственных органов, которые либо выполняют значимые функции государства и создаются одной из ветвей власти при дальнейшей их организационной независимости (как, например, Счетная палата РФ), либо участвуют в процессе формирования (путем выборов) высших органов государственной власти (избирательные комиссии), либо являются вспомогательными органами (например, Администрация Президента РФ).
Следственный комитет РФ по направлению своей деятельности - раскрытие и расследование преступлений, защита прав граждан от посягательств на их жизнь, здоровье, общественную безопасность и т.д. - ничем не отличается от следственных органов других государственных структур, в частности ФСБ, полиции. То есть Следственный комитет РФ со всей своей системой органов действует в целях исполнения принятых законов.
Избирательные комиссии и комиссии по проведению референдума также предназначены, по сути, для исполнения законов о выборах и референдумах, их обязанность основана на обеспечении проведения выборов и референдума.
Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (то есть в ч. 2 ст. 75 Конституции РФ дается косвенное указание на то, что Центральный банк РФ также является органом государственной власти). Решения перечисленных органов влекут правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие последствия, а значит, это органы власти.
В Российской Федерации реализация механизма сдержек и противовесов, обеспечивающего подлинное органическое разделение властей в условиях правового государства, осуществляется в рамках взаимодействия всех трех ветвей государственной власти. Именно формирование сбалансированной системы взаимодействия законодательной,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
3. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета, N 242, 22.12.1998.
4. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, N 41, ст. 4849.
5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009. N 1. Ст. 2.
6. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П // Собрание законодательства РФ. 2016. N 24. Ст. 3602.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2014 г. N 33-П // Собрание законодательства РФ. 2014. N 52 (ч. 1). Ст. 7785.
9. Постановления Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П // Собрание законодательства РФ. 2016. N 24. Ст. 3602.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2014 г. N 33-П // Собрание законодательства РФ. 2014. N 52 (ч. 1). Ст. 7785.
11. Безруков А.В. Роль законодательной власти в системе разделения властей и механизме обеспечения правопорядка в России // Современное право. 2015. N 6. С. 25 - 29.
12. Боброва Н.А. 20 лет и 20 недостатков Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 33 - 34.
13. Васильева Т.А. Современные тенденции организации и функционирования парламента // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 48.
14. Верховенство права в Интернете и в остальном цифровом мире: темат. докл., опубликованный Комиссаром Совета Европы по правам человека // Прецеденты Европейского суда по правам человека: электрон. период. изд. 2015. N 1. С. 133 - 147.
15. Ганичева Е.С. Пределы осуществления права законодательной инициативы // Журнал российского права. 2014. N 11. С. 131..
16. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Модель современной «русской власти»: условия паритетности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 3. С. 25.
17. Гончаров В.В., Жилин С.М. Принципы организации и деятельности института Президента Российской Федерации // Современное право. 2012. N 12. С. 35 – 44.
18. Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. 2013. N 3. С. 55 - 60.
19. Ерыгина В.И. Основные направления взаимодействия парламента и органов судебной власти // Научные труды. Российская академия юридических наук. М.: Юрист, 2015. Вып. 15. С. 126 - 133.
20. Канунникова Н.Г. Эволюция управления и современные подходы его понятия. Социальное управление // Административное право и процесс. 2012.
21. Кандрина Н.А. О некоторых проблемах эффективности правового регулирования государственного управления в условиях централизации государственной власти // Административное право и процесс. 2014. N 10. С. 34.
22. Коновалова Л.Г. Разделение властей с четко обозначенными и реальными полномочиями парламента как признак парламентаризма // Российский юридический журнал. 2017. N 3. С. 39.
23. Купреев С.С. Содержание государственного управления: от конфронтации к компромиссу // Право и политика. 2013. N 6.
24. Лукин М.М. Соотношение понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» в правовой системе России на примере Центрального банка Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 11. С. 36.
25. Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2012.
26. Перевалов В.Д., Хазанов С.Д. О методологических основах оценки эффективности мер противодействия коррупции // Рос. юрид. журн. 2016. N 2. С. 22 – 31.
27. Пискунова Е.А. Общественный контроль в системе взаимоотношений государства и общества // Проблемы конституционного развития РФ / Отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2013. С. 112.
28. Писаревский Е.Л. Качество государственного управления: проблемы целеполагания // Административное право и процесс. 2013. N 10. С. 3.
29. Протасов В. Н. Теория права и государства. М: Юрайт, 2012. С. 72.
30. Сачков А.Н. Судебная власть: методология правового исследования: Монография. М., 2013. С. 13.
31. Трофимова Г.А. Принцип разделения властей в системе конституционно-правовой ответственности: альтернативный вариант // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 8. С. 51.
32. Трофимова Г.А. Система федеральных государственных органов в России // Административное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 423.
33. Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синтетического исследования. М., 2014. С. 196.