Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития бизнеса значимыми становятся ас-пекты, которые способствуют возрастанию спроса на многообразные фи-нансово-кредитные, страховые, бухгалтерские, правовые, консалтинговые и другие услуги.
Наука и искусство управления могут пониматься как последователь-ная деятельность, направленная на выработку управленческих решений для достижения конечной цели — получения прибыли от чистых доходов и доли рынка. Рынок сегодня предъявляет новые требования для успешно-го ведения бизнеса, что вызывает ряд проблем экономического, информа-ционного и юридического характера.
Инструментом для решения большинства этих проблем служит про-фессиональное консультирование.
Управленческий консалтинг — деятельность, целью которой является совершенствование форм и методов управления и ведения бизнеса.
Сущность управленческого консультирования как вида деятельности заключается в передаче опыта наиболее удачливых менеджеров молодым работникам, обучении специалистов, в проведении исследовательских ра-бот по проблемам функционирования и развития организаций.
Консультационные услуги сегодня оказывают сильное влияние на основные направления экономического развития многих отраслей отече-ственной экономики за счет трансформации структуры производства в сторону увеличения доли высокопрофессиональных консультационных услуг в сфере финансов, налогов, маркетинга, инвестиций и многих других сфер деятельности, активно влияющих на эффективность функционирова-ния большинства отраслей отечественной экономики.
В условиях становления экономики знаний, где важнейшим ресурсом является информация, физические и юридические лица все более остро нуждаются в притоке дополнительных сведений по вопросам функциони-рования и развития. В результате формируется и усиливается по степени значимости такой элемент рыночной инфраструктуры, как консультирова-ние.
Несмотря на то, что институт консалтинга находится в процессе ста-новления, консультанты по управлению уже играют важную роль в обес-печении высоких стандартов благосостояния общества.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследова-ния, целью которого является изучение стадии процесса консультирова-ния, характеристик консалтингого процесса и консалтингого проекта.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСАЛТИНГА
Управление – деятельность над деятельностью, в которой постепенно формируются свои научные школы, система образования и общественный слой управленцев. Выделение управления послужило основой развития консалтинга. Опыт управления кристаллизуется, накапливается, находит проявление в форме консалтинга. В 20-е годы XX века появляются первые фирмы, консультирующие в области управления, которые получают зна-чительное признание после Великой депрессии.
Однако услугами консалтинга пользовались в основном крупные промышленные фирмы. В это же время появился спрос на консультирова-ние государственного сектора и военного комплекса.
В послевоенные годы спрос на консалтинговые услуги начал интен-сивно расти в связи с ростом деловой активности, интернационализацией промышленности, торговли и финансов. В 60-е гг. в Японии, затем в За-падной Европе, развитие общепризнанных университетов способствовало широкому распространению консалтинга.
Начиная с конца 80х гг. начинает быстро расти сфера консалтинга во всем мире. В начале ХХI века создание консалтинговых фирм становится массовым явлением. Развиваются виды и соответственно подотрасли кон-салтинга, такие как финансы и аудит, инвестиционный, стратегический консалтинг, планирования, оптимизация управления, реинжиниринг биз-неса, исследования и прогнозирование рынков сбыта и цен и т.д.
В России первые консультационные работы связывают с концом 1980-х гг. Вначале это были бывшие успешные руководители, отошедшие от дел, которые делились своим опытом в области управления.
Такой подход давал сначала положительные результаты, но вскоре перестал быть актуальным, т.е. воспроизводил вчерашний опыт. Вторая стадия развития консалтинга в России характеризуется специализацией на конкретных управленческих проектах, передачей новых решений или удачного западного опыта. Консультанты происходили из среды вузов-ских преподавателей, исследователей, управленцев, специалистов по кон-кретным вопросам. Третья стадия связана с появлением спроса на специа-листов, способных обеспечить комплексный подход, целостность и систем-ность решений.
В ответ на запрос рынка появилось новое поколение консультантов, которые стали предлагать системный подход к улучшению управления, методическое обеспечение решения проблем предприятия.
Консалтинг представляет собой особый вид бизнеса, компании кото-рого на платной основе представляют информационно-консультационные услуги по управлению различными сферами деятельности.
Проблема эффективного управления предприятием достаточно акту-альна абсолютно на всех этапах его развития. Если предприятие намерен-но развиваться дальше, но возникают трудности в управлении организа-цией, распределении ресурсов и происходит потеря хороших кадров, сто-ит прибегнуть к услугам консалтинговых компаний.
Любой руководитель, осознавший важность знания консалтинга для своей организации как инструмента повышения эффективности его дея-тельности, должен тщательнее подходить к выбору консалтинговой ком-пании. Базовые знания и ориентация в видах управленческого консалтинга абсолютно точно помогут при выборе консалтинговой фирмы и выборе вида управленческого консалтинга. Современный консалтинг представляет собой комплекс консультационных услуг для руководящего звена по раз-личным проблемам, возникшим в процессе работы.
Целью консалтинга можно назвать определенную помощь системе управления (менеджменту) для достижения поставленных целей.
Основная задача здесь — анализ перспектив развития, а также ис-пользования научно-технических решений, учитывая предметную область и проблемы каждого потенциального клиента.
Консультанты в сфере бизнеса оказывают большую помощь мене-джерам в решении важных проблем для любых предприятий, которые действуют в условиях рыночной экономики.
Консультационная деятельность применяется различными организа-циями для устранения проблем и разрешения множества задач, которые обусловлены спецификой рыночной среды, а также особенностями кон-кретных предприятий, например ресурсами, целями и многим другим. За-казчиками консультирования в основном выступают крупные российские компании.
Но так как консалтинг как вид деятельности в России появился срав-нительно недавно, в некоторых случаях заказчики вынуждены обращаться в западные агентства, которые имеют гораздо больше опыта в данной сфе-ре предоставляемых услуг. Однако консалтинговые услуги не только за рубежом, но и в России все больше и больше набирают свои обороты.
Это происходит за счет большого списка причин, основной из кото-рых является нежелание руководителей встречаться с рисками в процессе повышения рентабельности предприятия за счет интенсивного совершен-ствования производства.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Блок Безупречный консалтинг / Блок, Питер. - М.: СПб: Питер, 2016. - 304 c.
2. Бутова, Т. В. Управленческий консалтинг : учеб. пособие / Т. В. Бутова. — М. : ТЕИС, 2015. — 332 с.
3. Васильев, Г. А. Управленческое консультирование : учебник / Г. А. Васильев, Е. М. Деева. — М. : Юнити, 2016. — 198 с.
4. Гончаров, В. Руководство для высшего управленческого пер-сонала в XXI веке. В 4 томах. Том 4 / В. Гончаров. - М.: МНИИПУ, 2017. - 586 c
5. Гордиенко С.В., Веретенникова О.В. Содержание интеллекту-ального предпринимательства // Экономика строительства и городского хозяйства. 2016. Том 12. С. 128.
6. Зуева О.А., Молчанова О.А. Роль инноваций в экономическом развитии национального хозяйства // НИУ ИТМО. Экономика и экологи-ческий менеджмент. № 1. 2016. С.155–159.
7. Калюжнова Н.Я., Мрочковский Н.С. Консалтинг как институт новой экономики: монография /Н.Я. Калюжнова, Н.С. Мрочковский // Ир-кутск: Изд.-во ИГУ, 2014. 146 с.
8. Карпасова, Зинаида Методическое пособие Управленческий консалтинг / Зинаида Карпасова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 635 c.
9. Консалтинг менеджмента, или Как улучшить свой бизнес / Под редакцией Калверта Маркхэма. - М.: ФАИР-Пресс, 2015. - 392 c.
10. Консалтинг: поиски жанра. - М.: Класс, 2017. - 336 c.
11. Курбатова, О. В. Развитие рынка консалтинговых услуг : учеб. пособие / О. В. Курбатова. — М. : Юнити-Дана, 2014. — 77 с.
12. Лобовский, И. М. Рынок консалтинговых услуг: настало время профессионалов / И. М. Лобовский // Управление персоналом. — 2014. — № 3 — С. 46—49.
13. Макхэм, К. Управленческий консалтинг : учебник / К. Макхэм. — М. : Дело и сервис, 2015. — 375 с.
14. Маринко, Г. И. Управленческий консалтинг : учеб. пособие / Г. И. Маринко. — М. : Инфра-М, 2015. — 381 с.
15. Михлин, Л. П. Управленческое консультирование : учеб. посо-бие / Л. П. Михлин. — Калининград, 2015. — 184 с.
16. Посадский, А. П. Основы консалтинга : учебник / А. П. Посад-ский. — М. : Инфра-М, 2014. — 145 с.
17. Ситдикова, Л. Б. Критерии оценки качества консультационных услуг / Л. Б. Ситдикова // Управление персоналом. — 2015. — № 1 — С. 64—68.
18. Селищева Т.А., Кан Е.Н. Информация как нематериальный фактор экономического роста// Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». № 2. 2015. С. 1–8
19. Токмакова, Н. О. Основы управленческого консультирования : учеб.-практ. пособие / Н. О. Токмакова. — М. : Изд-во Моск. междунар. ин-та эконометрики, информатики, финансов и права, 2014. — 68 с.
20. Верников, Г. Что такое консалтинг? [Электронный ресурс] – режим доступа: http://consulting.ru
21. Кадыев, Т. Материалы конференции «Управление в России: Отказ от иллюзий»[Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.bkg.ru
22. Консалтинговые услуги: от классификации до анализа рынка / [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/guide/konsaltingovye-uslugi.html
23. Кудинов, А. О рынке консалтинговых услуг [Электронный ре-сурс] – режим доступа: http://www.bcg.ru
24. Трофимова, О.К. Международная классификация консалтинго-вых услуг [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.spbc.ru
25. Чумакова, С. Коучинг по-русски [Электронный ресурс] – ре-жим доступа: http://www.e-xecutive.ru