Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Интернет-торговля — это один из наиболее динамично
развивающихся технологичных рынков в мире. Быстрый рост рынка обусловлен, в первую
очередь, достаточно быстрым глобальным распространением широкополосного (фиксированного
и мобильного) доступа к сети Интернет.
Анализируя возможность роста рынка электронной коммерции, можно сказать, что
экстенсивность развития возможна благодаря регионам, демонстрирующим быстрое
развитие.
1.Теоретические основы организации электронной торговли
1.1.Понятие и виды электронной коммерции
Электронная коммерция включает в себя электронный обмен информацией, электронное
движение капитала, электронную торговлю, электронные деньги, электронный маркетинг,
электронный банкинг и электронные страховые услуги .
3
В настоящее время организации благодаря электронной коммерции выходят на новейшие
рынки сбыта, получают нужную информацию о потребностях потребителей, достаточно
быстро реагируют на различные изменения спроса, сокращают как финансовые, так и
временные ресурсы, повышают конкурентоспособность. Возможности электронной коммерции
используются многими компаниями для обеспечения дополнительного обслуживания
клиентов.
Интернет-коммерция включает в себя различные направления торговли и бизнес отношений,
проводимые посредством интернет сети, а именно: финансовые транзакции, непосредственно
сами электронные деньги, обмен информацией EDI, движение капитала EFS, торговлю e-trade,
маркетинг e-marketing, банкинг e-banking и страховые услуги e-insurance.
Многие специалисты полагают, и совсем не без оснований, что электронная коммерция в
интернете — это будущее всей отрасли торговли. К слову возникновение данного направления в
бизнесе не так уж и молодо, и является новинкой лишь для отечественных бизнесменов и
потребителей. Впервые модель электронной коммерции была введена около 50 лет назад, и
предназначалась для бронирования авиабилетов. Наиболее активное развитие электронная
коммерция в России получила лишь в последние десять лет.
1.2.Интернет-магазины как участник рынка электронной коммерции
Торговля в Интернете постепенно становится неотъемлемой частью мировой экономики. Однако
развитие нового направления в макрорегионах происходит разными темпами. АзиатскоТихоокеанский регион находится в абсолютных лидерах сегмента, почти в два раза обогнав
Северную Америку по обороту Интернет-торговли (преимущественно за счет Китая). Подобная
тенденция объясняется активным экономическим ростом развивающихся азиатских стран и их
информатизацией. Однако новый рынок менее цивилизован и прозрачен по сравнению с
традиционным ритейлом в силу специфики существующих виртуальных технологий. Но именно
глобальный характер торговли является одновременно как мощным драйвером роста, так и
ключевым барьером для создания необходимых правовых и финансовых инструментов для
легализации сектора.
В ряде случаев возникающие товарно-денежные отношения становится уже сложно
регламентировать нормами, действующими на территории одной страны (в частности,
разрешенные к продаже товары – например, лекарственные препараты – и способы их доставки),
становится очевидно, что все более необходимо регулирование внутренней и трансграничной
Интернет-торговли на основе единых принципов вне зависимости от юрисдикции. Однако единой
практики госрегулирования на данный момент еще не сложилось. При этом прослеживается
явная тенденция, связанная с популяризацией протекционистских мер (за исключением США и
ряда других стран, где взят курс на саморегуляцию рынка) в большинстве развитых и
развивающихся стран мира в целях стимулирования национальных Интернет-ритейлеров и
производителей.
2 Статистический анализ рынка розничной Интернет-торговли в Китае
2.1. Статистика мирового рынка Интернет-торговли и место Китая на нем
4
Интернет-торговля стала неотъемлемой частью экономики любого государства. Если ещё
несколько лет назад люди с опаской относились к покупке товаров через интернет, то сейчас
трудно найти человека, который хоть раз бы не воспользовался интернет-магазином. Показатели
количества операций в данной сфере растут невероятно быстро, и она оказывает все большее и
большее влияние на мировую экономику.
По оценкам зарубежных экспертов агентства eMarketer’s в 2018 году внешняя торговля достигла
отметки в 1,251 триллион долларов, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 18,3%,
что немного ниже темпов роста в 2012 году.
В 2019 году также прогнозируется рост, но уже более существенный — оборот интернет-покупок
составит 1,5 триллионов долларов. Небезынтересен тот факт, что Интернет-торговля в
соответствии с ожиданиями экспертов продолжит набирать обороты и дальше — на рисунке ниже
представлен прогноз её развития по 2019 год.
2.2. Статистика Интернет-торговли в Китае
Согласно данным CNNIC, 1 в 2019 г. на долю компаний, занимающихся розничной электронной
коммерцией в форматах B2C и C2C пришлось 18,5% от общего числа участников рынка
электронной торговли. Количество предприятий занятых в В2С и С2С онлайн-торговле в Китае в
настоящее время составляет более 34 тыс. компаний.
Объем розничной Интернет-торговли в стране в 2019 г. составил 2,8 трлн. юаней (около 451,6
млрд. долл.), продемонстрировав значительный годовой прирост в 49,7% к 2018 г. Такие
показатели обусловлены, в первую очередь, значительным ростом количества пользователей
Интернета в Китае.
В ежегодном обзоре развития китайского Интернета, подготовленным CNNIC, сообщается, что в
2019 г. в китайской зоне Интернета зарегистрировано самое большое число пользователей в мире
– 649 млн. человек, при этом в течение 2019 года количество пользователей увеличилось на 31,17
млн. чел. (+2,1%), коэффициент охвата составил 47,9% от общего населения Китая. Количество
мобильных Интернет-пользователей составило 557 млн. человек или 85,8% от общего числа
пользователей Интернета в стране.
В Китае потребители используют Интернет как канал розничной торговли гораздо активнее, чем в
других странах мира, несмотря на то, что среди них сравнительно мало онлайновых покупателей с
большим стажем.
Так, только 30% респондентов в Китае делают покупки в Интернет-магазинах в течение более чем
пяти лет, тогда как в глобальном масштабе этот показатель составил 44%. Однако китайские
потребители пользуются Интернет-магазинами гораздо чаще: 36% китайских респондентов
совершают покупки несколько раз в неделю, аналогичный усредненный показатель по миру
составляет лишь 12%.
Интернет-платформа «Таобао» является лидером китайской С2С торговли, поскольку сочетает в
себе функции рынка для мелких торговцев и особенности аукционного сайта. Успех компании
связывают с ее сервисом под названием «Ali Wang Wang» («прямой канал связи с продавцами»), а
5
также с надежными показателями в рейтингах продавцов и ее собственной системой платежей
«Alipay».
Заключение
Объем розничных онлайн-продаж в Китае за I квартал 2019 года составил более $203 млрд., что
на 32,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает ТАСС.
По данным Министерства торговли КНР, темпы роста объемов розничных продаж через Интернет
в два раза превышают динамику розничного рынка в целом.