Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Средняя величина – это обобщающая величина изучаемого признака в исследуемой совокупности, которая отражает его типичный уровень в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени.
Средние величины относятся к обобщающим статистическим показателям, которые дают сводную характеристику массовых общественных явлений, так как строятся на основе большого количества индивидуальных значений варьирующего признака.
В условиях развития рыночных отношений возникает необходимость в проведении углубленного анализа экономического положения нашей страны, изменений в социальной сфере, демографической ситуации, а также в прогнозировании тенденций развития всех сфер общественной деятельности. Для решение задач текущего анализа, определения тенденций развития и прогнозирования широко применяются статистические методы.
Работа современного менеджера, экономиста и других специалистов невозможна без применения приемов и методов статистики, следовательно, в системе экономического образования статистика занимает важное место. Для общеэкономических специальностей статистика основой для разработки и совершенствования методов экономического анализа.
Тема 1 Структурные средние величины в статистике. Практика их применения в экономических исследованиях
Статистический показатель – это количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в условиях качественной определенности, которая состоит в непосредственной связи статистического показателя с внутренним содержанием изучаемого явления или процесса, его сущностью.
Обобщающие статистические показатели представляют собой величину общественных явлений и процессов, выраженную соответствующей единицей измерения. Они характеризуют объемы изучаемых явлений (например, численность населения, численность работников, объем товарооборота, продукции), их уровни (например, уровень производительности работников, уровень заработной платы работников), соотношение (например, между производственными рабочими и управленческим персоналом) и т. д..
Обобщающие статистические показатели выполняют познавательную и управленческую функции, а некоторые из них (экономические) – и стимулирующую функцию. Познавательная состоит в том, что они характеризуют состояние и развитие изучаемых явлений, являются базой для их анализа и прогнозирования. Суть управленческой функции заключается в том, что обобщающие показатели являются частью процесса управления в условиях рынка, обеспечивают контроль за выполнением договорных обязательств и за экономическими результатами деятельности.
Обобщающие статистические показатели делятся на группы по признакам:
1) по сущности изучаемых явлений:
- объемные (характеризуют размер явления, например, объем продукции);
- качественные (выражают соотношения, типичные свойства, например, уровень производительности труда);
2) по степени агрегирования явлений:
- индивидуальные (отражают единичные процессы, например, количество проданных яблок);
- обобщающие (отображают совокупность в целом или ее части, например, товарооборот овощного магазина);
3) в зависимости от характера изучаемых явлений:
- интервальные (отражают развитие явления за конкретный период времени: месяц, квартал, год);
- моментные (отражают состояние явления на определенную дату – момент времени).
Так как обобщающие статистические показатели отражают объективную действительность, то они все взаимосвязаны. Поэтому при исследовании какого-либо социально-экономического явления или процесса необходимо применять систему показателей – несколько взаимосвязанных показателей, позволяющих провести анализ явления со всех сторон.
По форме выражения статистические показатели классифицируются на абсолютные, относительные и средние величины.
Средняя величина отражает то общее, что характерно для всех единиц изучаемой совокупности. В то же время она уравновешивает влияние всех факторов, действующих на величину признака отдельных единиц совокупности, как бы взаимно погашая их. Уровень любого общественного явления обусловлен действием двух групп факторов. Одни из них являются общими и главными, постоянно действующими, тесно связанными с природой изучаемого явления или процесса, и формируют то типичное для всех единиц изучаемой совокупности, которое и отражается в средней величине. Другие являются индивидуальными, их действие выражено слабее и носит эпизодический, случайный характер. Отсюда средняя величина выступает как "обезличенная", которая может отклоняться от индивидуальных значений признаков, не совпадая количественно ни с одним из них. Средняя величина отражает общее, характерное и типичное для всей
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Основная литература:
1. Годин А. М. Статистика: учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 2017 г.-412 страниц (ЭБС - http://www.knigafund.ru/books/198858)
2. Общая теория статистики / Балдин К.В., Рукосуев А.В., - 2-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 312 с.: ISBN 978-5-394-01872-5 (ЭБС - http://www.knigafund.ru/books/199327)
3. Шеремет Н.М. Общая теория статистики: учебник. - Изд-во УМЦ ЖДТ (Маршрут), 2013.- 360 с. (ЭБС - http://www.knigafund.ru/books/171957)
4. Федеральный закон от 25 января 2005 года № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения».
5. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи».
6. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 года № 188 «Вопросы Федеральной службы государственной статистики».
7. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 399 «Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики».
8. Годин А. М. Статистика: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
9. Гусаров В. М. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
10. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998.
11. Ефимова М. Р., Петрова Е. В. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998.
12. Медведева М.А. Общая теория статистики: Курс лекций: в2 ч. – Часть 1. –Омск: Омск. госуниверситет, 2002.
13. Медведева М. А. Общая теория статистики: Курс лекций: в 2 ч. – Часть 2. –Омск: Омск. госуниверситет, 2002.
14. Методическое положение по статистике. – М.: Госкомстат РФ: Логос, 1996.
15. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности / Под ред. О. Э. Башиной, А. А. Спирина. – М.: Финансы и статистика, 1999.
16. «Омск в цифрах «2005»: Стат. сборник / Омскстат. – Омск, 2006.
17. Ряузов Н. Н. Общая теория статистики: учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 1984.
18. Статистика: Курс лекций / Под ред. к.э.н. В. Г. Ионина. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 1998.
19. Статистика. Учебник / Под ред. проф. И. И. Елисеевой. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.
20. Статистика промышленности. Учебник / Под ред. В. Е. Адамова. – М.: Финансы и статистика, 1987.
21. Статистический словарь / Гл. ред. М. А. Королев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1989.
22. Шмойлова Р. А. Теория статистики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001.
23. Шмойлова Р. А., Минашкин В. Г., Садовникова Н. А. Практикум по теории статистики: Учебное пособие / Под ред. Р. А. Шмойловой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005.
24. Web – сайт: www.omskstat.omsknet.ru
25. Web – сайт: www.gks.ru
Дополнительная литература:
Статистика: теория и практика в Excel : учеб.пособие.-М. : Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2010.-PDF.-Электрон.данные. Ссылка на электронную версию: http://portal.rbiu.ru/docs/manage/Электронные%20ресурсы/Статистика.%20Теория%20и%20практика%20в%20Excel%20.ЛялинВ.С.2010.pdf
2. Улякина Н.А. Статистика: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во РБИУ, 2014. – 162 с.
3.Медведева М.А. Социально-экономическая статистика: учебное пособие. – Омск: Издательство Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 2011. - 144 с. (ЭБС - http://www.knigafund.ru/books/171957)
4. Образцова О.И. Статистика предприятий и бизнес-статистика: учебное пособие. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. - 698 с. - (ЭБС - http://www.knigafund.ru/books/149157)